Рост цен и придирчивые покупатели обновили архитектуру новостроек Петербурга

Автор фото: "ДП"
Автор фото: "ДП"

Рост цен на жильё, усилившаяся конкуренция между застройщиками и возросшие требования покупателей изменили подход к архитектуре новых районов.

Десять–пятнадцать лет назад массовое жилищное строительство считалось предельно простым занятием. Достаточно было возвести в удачном месте, желательно рядом с метро, очередную "коробку" с приемлемой ценой, и квартиры в ней разлетались как горячие пирожки. Если локация оказывалась не слишком хороша, можно было немного снизить цену. Именно так на карте города появились первые кварталы "Северной долины" с этажами на 50 квартир, дома в Каменке и Шушарах.
Каменные джунгли разрастались как на севере города, так и на юге. Иногда дворы в таких домах представляли собой сплошную парковку без кусочка зелени.

Подглядеть у конкурента

Эти времена ушли в прошлое. Девелоперы всё больше внимания уделяют качеству проектов, перенимая удачные практики друг у друга.
Setl Group в ЖК "GreenЛандия" и "Легенда" на Комендантском проспекте потратились на архитектуру, сделав цветные красивые фасады. В итоге продажи увеличились, несмотря на более высокую цену, чем у соседей. Пример оказался заразителен. "Ойкумена" обустроила закрытые от машин тематические дворы. Вскоре это распространилось и в других проектах. Во дворах появились не только детские площадки, но и малые архитектурные формы, воркауты, пешеходные тропы. ПИК сделал прозрачные подъезды в своих домах, такие же возникли почти везде. e. Development построил ЖК "Мир внутри" как экоквартал с вегетарианскими ресторанами и магазинами — и пошёл тренд на экологичность.
"За последние 10 лет покупатель стал более требовательным не только к функциональной и эргономичной составляющей своего жилья как продукта, но и к удовлетворению эстетических потребностей. Поэтому, чем больше застройщик уделит внимания деталям и качеству не только архитектуры проекта, но и материалов, из которых будет изготовлен внешний облик зданий, тем на большую дополнительную стоимость он может претендовать", — рассказывает Вячеслав Батаков, директор по маркетингу e. Development.
Это происходит не только в дорогом сегменте, но и в массмаркете, где сейчас качество продукта подкрепляется продуманной качественной архитектурой фасадов, интерьеров, мест общего пользования, придомовых территорий. "В результате мы наблюдаем красивые разноэтажные и разноцветные дома, развитие функциональных планировок и создание комфортной жизненной среды, включая благоустройство дворов и придомовых территорий. Тенденция к повышению качества архитектуры и проектирования сохранится", — считает Александр Гуторов, вице–президент ГК "Страна Девелопмент".
С ним согласна Наталия Коротаевская, директор по маркетингу и аналитике группы "Аквилон". "Сейчас создание гармоничной среды — одна из главных задач девелопера. Успешность проекта определяют различные параметры — такие как высотность, плотность, фасадные решения, озеленение и другие. Архитектору необходимо понимать и учитывать местоположение и окружение будущего жилого дома", — говорит она.

Минимализм и сдержанность

Ещё один фактор, который сыграл положительную роль, — снижение высотности новостроек. Сейчас допустимая высота застройки — 10 этажей. Всё, что выше, необходимо дополнительно согласовывать и обосновывать, это требует времени и денег. В итоге прослеживается тренд на увеличение доли жилых комплексов с более низкой высотностью и плотностью застройки.
"За последние несколько лет высота новостроек в Петербурге уменьшилась на три этажа", — рассказывает Егор Фёдоров, коммерческий директор GloraX.
Это тренд совпал с потребностями покупателей, которые отдают предпочтение средне– и малоэтажным проектам.
"Что касается внешнего облика новостроек, архитектурная концепция зависит от класса объекта. Так, для сегментов бизнес и выше характерна авторская архитектура. В стандарт– и комфорт–классе, как правило, используются более простые решения. Тем не менее для всех сегментов сегодня характерны минимализм, сдержанность форм и цветовой гаммы, гладкие фасады", — говорит Егор Фёдоров.
Общую архитектурную тенденцию жилых домов последних 10 лет можно описать как стремление к гармонии. Архитектура дорогой недвижимости, премиальной и бизнес–класса, стала куда более сообразной своему окружению. Одним из наиболее уместных, красивых, универсальных и многогранных стилей сейчас является модерн. К нему дорогая недвижимость и тяготеет. Стоит это недёшево — как сама разработка проекта, так и его исполнение, поскольку архитектурные бюро указывают материалы и фактуры, которые нужно использовать. Если это гранит в фактуре "скала", то это гранит в фактуре "скала". Заместить его в целях экономии нечем да и ни к чему. Девелоперы могут использовать альтернативы из–за проблем с логистикой и кратного роста цен. Мы, например, заместили норвежский гранит уральским. Архитектурными командами такое одобряется, поскольку задуманная эстетика при этом полностью сохраняется. В комфорт–классе архитектурные стили условны. Востребованы простые, лаконичные, но приятные глазу фасады. При этом широко используются керамогранит и клинкерный кирпич. Или на части фасадов, или целиком на всех. Мода на высотки с крашеными фасадами постепенно уходит. Панельное строительство также тяготеет к имитациям натуральных материалов.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Новые районы должны быть современными и функциональными, соответствовать современным тенденциям устойчивого развития, включая использование зелёных технологий, снижение воздействия на окружающую среду и создание комфортной среды для жителей. При проектировании жилых объектов мы должны учитывать не только архитектуру, но и конструктивные особенности строящихся домов и экономику проекта. В этом случае главным приоритетом будет грамотное техническое проектирование, а также эстетическая привлекательность, безопасность и, конечно же, доступность.
Анастасия Иващенко
директор отдела продаж ГК "Полис"
За последние 10–15 лет изменилось практически всё: восприятие архитектурных форм, материалы и главное — заказчики. В полной мере архитектор сегодня может проявить себя в разработке мастер–плана, оригинального градостроительного решения. В архитектурных проектах массового жилья это сделать сложнее и всё же возможно. Пришло время крупных корпораций с разработанными специально под них жёсткими стандартами. Архитектору приходится вписываться в прокрустово ложе готовых поточных форм. Изменилась квартирография: на смену большим и средним квартирам пришли студии и однокомнатные. При этом для хорошего архитектора эти ограничения становятся вызовом, и в результате за счёт пластики, индивидуальных решений создаются новые интересные формы. В чём заинтересованы все стороны — архитектор, заказчик и покупатель.
Евгений Подгорнов
директор и главный архитектор студии "Интерколумниум"