На Крестовском острове начался демонтаж ограждений, которые несколько лет мешали проходу, хотя изначально считались временными. Это далеко не единственный пример заборов–долгожителей, "украшающих" Петербург.
От стадиона на Крестовском острове начали убирать многокилометровые заборы. Они не давали обойти арену вокруг, но зато напоминали о временах, когда город принимал чемпионат мира по футболу 2018 года. Сейчас часть заборов уже убрана и арену можно объехать, например, на самокате.
"Ограждение вокруг стадиона было передано на вещных правах государственным организациям Санкт–Петербурга. В настоящее время ведётся поэтапный демонтаж ограждения с территории стадиона, организации смогут использовать его на своих площадках", — сообщили "Деловому Петербургу" в комитете имущественных отношений Санкт–Петербурга (КИО). В комитете добавили, что демонтаж ограждения позволит обеспечить свободный доступ граждан, посещающих Крестовский остров, к любой точке вокруг стадиона.
Эхо чемпионата
Металлические заборы действительно препятствовали сквозному проходу с Яхтенного моста к стрелке Крестовского острова (стадион приходилось обходить, делая при этом крюк). Ограждения у стадиона были установлены при подготовке к чемпионату мира 2018 года. По–видимому, они здесь нужны были для того, чтобы не допустить пересечения пешеходных потоков.
Как сообщалось, общая длина их составляла около 5,5 км. Общая площадь производства работ (то есть, на бюрократическом языке, территории в границах ограждений) достигала 25 тыс. м².
Ордера на установку заборов оформлялись на автономную некоммерческую организацию "Арена–2018", которая занималась подготовкой к чемпионату мира. В 2019–м заборы были переданы этой АНО в собственность Петербурга. Отвечает за них с тех пор КИО.
После чемпионата все заборы не убрали, хотя поначалу хотели. Как сообщал "ДП", против продления срока действия ордеров выступали в КИО и в КГИОП (поскольку речь идёт об охранной зоне). В свою очередь, Государственная административно–техническая комиссия (ГАТИ) обращалась в комитет по контролю за имуществом с просьбой оказать содействие в демонтаже "объектов благоустройства". По–видимому, не в восторге от заборов были и в главном городском футбольном клубе "Зенит", хотя официально там вопрос не комментируют.
Тем не менее сначала городские власти договорились с оргкомитетом Евро–2020 о сохранении ограждений и на период чемпионата Европы по футболу. Потом, по сведениям КИО, часть временных ограждений решено было оставить до финала Лиги чемпионов, который должен был пройти в Петербурге в мае 2022 года (его потом перенесли в другую страну).
Только недавно процесс сдвинулся с мёртвой точки. Возможно, не без внешних воздействий. "Буквально 2 недели назад к нам по этому объекту обращалась прокуратура. Наше предположение, что, получив эту информацию, прокуратура попросила КИО это всё убрать", — рассказал "ДП" источник в городском правительстве.
По другой версии, дело в том, что за благоустройство и в целом обустройство стрелки Крестовского острова возле стадиона и станции метро "Зенит" в последнее время, видимо, взялись всерьёз. В частности, АО "Зенит–Арена" собирается разместить там открытые бассейны. Они "будут построены на гидротехническом сооружении в акватории Крестовского острова напротив общественного пространства “Флагшток” и в будущем станут его частью", сообщали "ДП" в компании "Зенит–Арена". Обилие временных ограждений в таком контексте выглядело бы несколько странно.
Забористые традиции
Стадион на Крестовском продолжил своеобразную традицию петербургских заборов–долгожителей. Он необычен тем, что ограждения стояли вокруг уже построенного объекта, тогда как обычно они возникают возле затянувшихся (или не сбывшихся) строек. Так, около 10 лет простоял забор возле станции метро "Василеостровская" со стороны Среднего проспекта (его разобрали весной 2015 года). Там над вестибюлем собирались возвести торгово–развлекательный центр, но передумали.
Ещё дольше стоит высокий забор на Охтинском мысу, где сначала думали строить "Охта Центр", а сейчас собираются возводить штаб–квартиру нефтяной компании. Одно время это ограждение, чтобы оно просто так не простаивало, использовали как рекламную поверхность. Там рекламировали автомобили, а также размещали набранное крупными буквами объявление о продаже участка.
Также среди рекордсменов в центральной части города забор, который с середины 1990–х окружал стройплощадку с котлованом под вокзал высокоскоростной ж.–д. магистрали (так называемую "яму") на Лиговском пр. Там в итоге в 2010 году построили торгово–развлекательный комплекс "Галерея". А под вокзал теперь собираются реконструировать здания дальше по Лиговскому.
Некоторым ограждениям суждено было стать культурным феноменом. Таковы бетонные плиты забора, что были выставлены на пл. Мира (нынешняя Сенная) в 1980–е годы на то довольно продолжительное время, пока здесь велось строительство метрополитена.
Ленинградцы стали использовать этот забор как доску объявлений, наклеивая на него листовки с номерами телефонов (предполагают, что этому способствовала близость бюро Горжилобмена). Объявления разных типов стихийно группировались по своим углам, и таким образом забор напоминал современные сайты объявлений.
Впрочем, всё это отдельные, хотя и знаковые объекты. Большая часть заборов и заборчиков, которые создают общее ощущение "заборизации", расположены во дворах, вокруг жилых домов и школ, а также вдоль дорог (ограждения, отделяющие проезжую часть от тротуаров).
Как сообщал "ДП", только в 2015–2020 годах в городе было установлено более 30 км уличных заборчиков.
Тупиковый путь
Архитектор и член Градсовета Владимир Линов в комментарии "ДП" отметил, что особо раздражающих заборов в городе сейчас не припомнит, катастрофы с этим нет. Но есть несколько случаев, когда забор перегораживает целую улицу.
Один из таких примеров — это внутренняя улица Военно–медицинской академии на Выборгской стороне (Клиническая ул.). Там установлены ограды, действует пропускная система, хотя по типу застройки это полноценная улица.
Второй случай — проход между двумя корпусами Эрмитажа (между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем), который соединяет Миллионную ул. с Дворцовой наб. Этот проход также перегорожен и используется, по–видимому, для нужд музея. При этом аналогичная улочка рядом, между зданиями Малого и Нового Эрмитажа (так называемый Шуваловский проезд), несколько лет назад была открыта (после строительства под ней подземного перехода для нужд музея).
"Это очень удачное решение, позволяющее проходить с Миллионной на набережную. И там даже устроен отдельный вход в музей для тех, у кого электронные билеты или какие–то льготы", — говорит Линов. Особенно важно было открытие прохода в связи с тем, что здания Эрмитажа занимают очень длинный квартал.
По словам Линова, необходимость установки забора зависит от конкретной ситуации. Бывает, что ограждение необходимо. Например, возле того же Зимнего дворца напротив Адмиралтейства есть зелёная зона, которая ранее была известна как Собственный сад. До революции она была обнесена витиеватой оградой со сложным рисунком в стиле модерн. После революции ограда была перенесена в сад Девятого Января. Оставшийся без ограды сад на Дворцовой "беспощадно вытаптывается" туристами и горожанами (особенно во время массовых мероприятий), посетовал Линов.