Будущее за южным направлением: где развернутся масштабные стройки в Ленобласти

Автор фото: Ермохин Сергей

Заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству и жилищно–коммунальному хозяйству Евгений Барановский о том, какое будущее ждёт рынок строительства в регионе.

Каковы перспективы строительства многоквартирного жилья в Ленобласти? Как развивается отрасль, с какими сложностями сталкивается?
— Если говорить о контексте, то областной строительный комплекс год от года только наращивает объёмы. Сегодня область находится в тройке лидеров страны по показателю вводимого 1 м2 на жителя: по итогам 2022 года введено почти 4 млн м2, на одного человека приходится около 3 м2. Из всего этого объёма на ИЖС приходится две трети.
С точки зрения перспективы, на мой взгляд, будущее за южным направлением. Градостроительный потенциал региона до 2030 года составляет ещё около 30 млн м2 — это те территории, которые будут вовлекаться в строительство по мере разработки генеральных планов в отдельных поселениях.
Сейчас в стране происходит укрупнение строительных компаний. Девелоперы реализуют крупные проекты. С чем это связано? Идёт ли это на пользу строительной отрасли?
— Это процесс, начавшийся не сегодня. В 2023 году каждый инвестор, нацеленный на строительство многоквартирного дома, чётко понимает, что берёт на себя обязательства уже не только перед гражданами, а перед банком — серьёзной организацией, которая готова и будет защищать свои права и активы. Такой подход подразумевает особенно ответственное отношение застройщиков и наличие высоких компетенций. Практика показывает: далеко не каждый застройщик может грамотно освоить миллиарды рублей и завершить строительство многоквартирного дома. Всё это практически исключает участие малого бизнеса в масштабных проектах.
Другой вопрос — укрупнение до двух–трёх компаний или до десяти. Ленинградская область открыта для строителей со всей страны. Помимо застройщиков, которые выросли на нашей земле, у нас работают компании с Урала, Дальнего Востока и, конечно, из Москвы и Петербурга. Мы видим, что прозрачные требования к участникам отрасли помогают поддерживать здоровую конкуренцию. Благодаря этому качество жилья, выходящего на рынок, растёт с каждым годом.
В то же время крайне взвешенным, на мой взгляд, выступает решение Минстроя по переводу строителей частных домов на работу в рамках 214-ФЗ. Это должно привлечь дополнительные инвестиции и сделать заключение сделок более прозрачным. Мы с вами помним, сколько было обсуждений, что всё долевое строительство переходит на эскроу, но в итоге именно это позволило обелить отрасль и обезопасить граждан. Сегодня появление новых обманутых дольщиков фактически свелось до нуля. Всё же приобретение жилья, не важно, в ИЖС или МКД, — это долгосрочные кредитные обязательства. Приобретать загородный дом и жить в нём следует на тех же условиях и с такими же гарантиями.
С 2021 года правительство активно развивает новое инфраструктурное меню. Какими инструментами пользуетесь?
— Для нас бурный рост строительства жилья в то же время выступает сдерживающим фактором. В первую очередь для правительства Ленинградской области стоит вопрос синхронизации строительства жилья с коммунальной, дорожной и социальной инфраструктурой. Это действительно требует особого внимания. Выполняя задачу национального проекта, мы всегда должны учитывать и помнить, что комфорт и благополучие людей стоят на первом месте. Только так можно убедить людей переехать в регион.
Ленинградская область активно пользуется инфраструктурным меню. Только в прошлом году регион смог привлечь 11 млрд рублей по программе инфраструктурных бюджетных кредитов на три масштабных дорожных проекта, которые уже находятся в стадии реализации. В этом году утвердили ещё 3 млрд руб­лей по программе модернизации коммунальной инфраструктуры: из них 1,5 млрд область привлекает из федерального бюджета, ещё столько же выделяет из собственных средств. Это позволит до конца 2024 года провести модернизацию 97 объектов протяжённостью сетей 215,83 км, улучшить качество коммунальных услуг для 35 тыс. ленинградцев и значительно снизить аварийность сетей.
Не забываем и о мощных градостроительных проектах. Сегодня по поручению президента разрабатываем проект реконструкции Дороги жизни. Близки к реализации проекты КАД-2 и ШМСД, который уже строится со стороны Санкт-Петербурга.
Как решается проблема обманутых дольщиков?
— За последние несколько лет область накопила богатый опыт в решении этой задачи: с 2019 года восстановлены в правах почти 30 тыс. граждан, введено в эксплуатацию больше 100 проблемных объектов. За последние 2 года поддержку получили около 14 тыс. человек. Мы используем все данные нам законом механизмы: при поддержке федерального Фонда развития территорий завершается строительство 40 проблемных объектов, больше 20 будут достроены с привлечением внебюджетных средств. Ряд объектов ждут решения о выплатах компенсации, а права дольщиков в относительно небольшой части долгостроев будут восстановлены с помощью механизмов, предусмотренных законом о банкротстве.
Много внимания правительство РФ уделяет обновлению общественных пространств и созданию нового облика городов — как мегаполисов, так и небольших.
Какие планы стоят перед регионом на ближайшие годы?
— Мы уже достигли профессионализма в строительстве объектов, и пришло время обратить внимание на архитектуру. В 2021 году ввели институт согласования архитектурного облика инфраструктурных объектов. Начали с объектов, возводимых за счёт бюджета, — детских садов, школ, спортивных комплексов. Сегодня приступили к разработке дизайн-кодов для всех городов региона. Наша задача состоит в том, чтобы найти тот самый архитектурный стержень, вокруг которого будет строиться идентичность города. Каждый дизайн-код разрабатывается индивидуально под исторически сложившийся архитектурный стиль.
При поддержке Союза архитекторов России правительство Ленинградской области добилось утверждения федерального закона, наделяющего субъекты полномочиями по созданию на территории муниципальных образований специальных зон, в границах которых согласование архитектурного облика станет обязательным. Мы рассчитываем, что нововведение для жилой застройки вступит в силу уже в 2023 году. С практической точки зрения у нас есть мощный инструментарий по развитию городской среды — в первую очередь это проект "Формирование комфортной городской среды". В прошлом году нам удалось благоустроить 75 общественных пространств по всей карте Ленинградской области. В этом году планируем побить рекорд и благоустроить 107 территорий и реализовать семь крупных проектов — победителей всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. В 2023 году будет благоустроено почти полторы сотни общественных пространств. Каждое позволяет максимально быстро сделать населённый пункт комфортнее, создать точку притяжения для отдыха, спорта, прогулок, общения жителей.
И власти, и жители понимают, что и как много ещё можно изменить к лучшему в остальных городах области.