Соцсети-аналоги не заменят Instagram без инструментов монетизации

Автор фото: vostock-photo

Аналоги запрещённой соцсети уступают в возможностях монетизации контента. Эксперты не верят в полноценную замену. Однако отечественные разработчики презентуют один проект за другим.

За последнее время разработчики вывели на рынок несколько продуктов, претендующих заменить Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена). Среди таких проектов: "Россграм", Now, "Грустнограм", Rekee, Looky.
По данным Mediascope, в начале года среднесуточный охват пользователей запрещённой соцсети в России составлял около 39 млн человек. К середине апреля он упал до 14,5 млн, к концу мая — до 11,7 млн. По данным Brand Analytics, в октябре 2021 года аудитория соцсети составляла 38,1 млн авторов контента, в октябре 2022–го — 17,2 млн. По оценкам независимых экспертов, из–за закрытия платформы малый и средний бизнес в 2022 году потерял 80% дохода.
Первыми об инициативе создать альтернативу сообщили предприниматели Кирилл Филимонов и Александр Зобов, предложившие пользователям "Россграм". Они заявляли, что в новом продукте сохранятся привычные функции, а также появятся дополнительные инструменты монетизации. Например, возможность установить платный доступ к контенту, функция краудфандинга, реферальная программа и др. Массовый запуск был запланирован ещё на апрель, но так и не состоялся. Лишь 1 декабря "Россграм" опубликовал бета–версию для ограниченного круга.
Также весной стало известно о запуске ещё одного претендента занять лакомую нишу: пародийном проекте "Грустнограм". Предполагалось, что сервис позволит "комфортно выкладывать фото даже в самое непростое для страны и мира время".
Эксперты, с которыми пообщался "ДП", говоря об этих двух проектах, высказывают скорее негативные оценки. "“Россграм” пробил дно, когда, ещё не запустив платформу, которую они, по слухам, купили за $100, начали там продавать ники. После этого я его даже не рассматриваю. “Грустнограмм” был скорее удачной шуткой, никто из создателей и сам на него не рассчитывал", — рассуждает создатель и владелец рекламного агентства "Капитанsmm" Андрей Капитонов.

Большие планы

Проектом NOW, созданным бывшим разработчиком "Яндекса" Дмитрием Марининым, предполагалось, что социальная сеть будет помогать с поиском клиентов для бизнеса. Сервис повторяет оригинал, однако разработчик Now заверял, что не намерен вслепую копировать продукт, а готов создавать собственные функции.
Ещё один российский аналог Instagram — Rekee (изначально назывался Limbiko). На сегодняшний момент единственным разработчиком приложения является Андрей Самоховец. По его словам, изначально у него была идея создать полную копию полюбившейся массам соцсети.
"Со временем я понял, что людям не нужна полная копия, они могут пользоваться привычной платформой через VPN. Аудитории интересны новые функции, которых им не хватало. Например, особого отображения постов. Я собираюсь добавить новую функцию, которая будет заменять истории, но при этом будет не менее мощным инструментом для взаимодействия с аудиторией", — говорит Андрей Самоховец.
В будущем в Rekee планируется создать рекламную систему. Для этого необходимо будет выстроить алгоритм рекомендаций. Нынешняя аудитория приложения, по словам создателя, составляет 10 тыс. пользователей в месяц.
На прошлой неделе был анонсирован ещё один новый продукт — Looky. Создатели предлагают интересную функцию: возможность перенести всю важную информацию из Instagram, сохранив не только имя профиля, но даже подписки и посты с фотографиями. Также среди уникальных функций деление постов на папки, прямые ссылки на внешние ресурсы из постов. Немаловажно, что в Looky можно отправлять пожертвования и донаты. Инвестиции в проект уже составили более 160 млн рублей. На сегодняшний день у соцсети насчитывается более 90 тыс. зарегистрированных пользователей. По словам руководителя проекта Егора Яковлева, к 2024 году разработчики планируют собрать 4 млрд рублей выручки и привлечь 6,5 млн пользователей.

Амбиции не помогут

Несмотря на планы разработчиков, эксперты считают, что конкурировать с Instagram практически невозможно. Добиться столь же внушительной аудитории не удалось даже VK, что говорит о предстоящих сложностях для новичков.
"С точки зрения маркетинга отечественные аналоги неэффективны, поскольку не имеют значительного охвата, который необходим для продвижения брендов", — считает директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner Дамир Фейзуллов. Рекламные возможности, позволяющие получить охват, опять же на сегодняшний момент есть не у всех. Фейзуллов относит к слабым сторонам новых продуктов низкое качество дизайна и вёрстки, а также уровень технических возможностей и набор инструментов.
Теоретически с точки зрения продвижения интересен может быть любой ресурс, который посещают пользователи. Другой вопрос — будут ли в обозримой перспективе у новых социальных сетей инструменты для маркетологов, сравнимые, например, с кабинетом в Facebook Ads (принадлежит организации Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) по качеству и возможностям.
Как отмечает Traffic & Marketing Manager платформы Meleton Дмитрий Башкиров, новички будут конкурировать за рекламные бюджеты с крупными и давно известными игроками.
"Скорее всего, рынок российского сегмента инфлюенс–маркетинга останется преимущественно в Telegram и “ВКонтакте”, а также в Instagram, несмотря на его блокировку. Не думаю, что какие–либо даже крупные рекламодатели выделят бюджет и время специалистов на поиск блогеров в никому не известной социальной сети, — говорит он. — Многие блогеры, с которыми я работал, после блокировки платформы не стали переставать публиковать на ней контент. Но на всякий случай создали группу в Telegram и занимаются постингом там. Чтобы контент–мейкер с именем перешёл в новую соцсеть даже в качестве дополнительной (без оригинального контента под неё), нужны весомые вложения в него".
Не на руку создателям новых продуктов играет и реакция пользователей. Их привязанность к известным платформам, высокая лояльность аудитории популярных блогеров, которые собирали её годами, осложняют перспективу переманить на новый ресурс достаточное количество людей. При этом запреты и блокировки практически все научились обходить, а рекламные интеграции позволяют сохранять часть доходов от производства контента.
"Вовлечённость в международные соцсети даёт ощущение, что человек не упускает важные глобальные тренды, следит за аккаунтами в разных странах. Создание российских площадок, которые наберут популярность во всём мире и будут конкурентны по объёму и разнообразию контента, — не самая простая задача, особенно в нынешнее время", — указывает директор по коммуникациям аналитической компании Marketing Logic Илья Майзель.