Привычка к удобствам: эффективность продвижения через Instagram упала на 70%

Автор фото: shutterstock

Заблокированный Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской) потерял в Петербурге около половины пользователей, но бизнес сумел адаптироваться к новым форматам работы в этой соцсети.

После блокировки Instagram пользоваться этой социальной сетью продолжили 25% жителей Петербурга и Ленобласти, свидетельствуют данные опроса, проведённого отделом исследований банка "Открытие". Ещё 23% сократили своё посещение сети из–за необходимости включать для этого VPN. Принципиально перестали пользоваться данной соцсетью 48% опрошенных, а оставшиеся 4% боятся, что это незаконно.
Роскомнадзор заблокировал Instagram 14 марта за пропаганду терроризма. Вскоре владелец соцсети американская Meta была признана экстремистской организацией. При этом в прокуратуре пояснили, что использование её продуктов не будет считаться участием в экстремистской деятельности.
Российские предприниматели активно использовали Instagram для продвижения своего бизнеса, а также как площадку для предоставления платных услуг (лекций, мастер–классов и т. д.). По данным AdinBlog, за 2021 год в русскоязычном сегменте сети вышло как минимум 411 тыс. рекламных постов, за которые блогеры получили порядка 6,353 млрд рублей. А, по оценке ФНС РФ, оборот Meta в России за 2020 год составил почти 40 млрд рублей.
Однако ещё до блокировки, в начале марта, Instagram приостановил продажу рекламы в России. Это стало первым ударом по бизнесу.
По мнению владельца рекламного агентства "Капитан SMM" Андрея Капитонова, эффективность продвижения через Instagram упала на 70%.
"Осталась только работа с действующей аудиторией или через блогеров", — отмечает он.
"Март был сложным для многих — сидели, выжидали, смотрели, что будет", — рассказывает продюсер блогеров Ольга Рынкевич. Число её клиентов в итоге осталось прежним — место ушедших заняли новые.
"Упали и просмотры, и охваты, стало меньше заходить людей, процентов на пятьдесят, — говорит генеральный директор “Сыроварни Костанян” Анаит Костанян. — Но я думаю, что наша аудитория — это как раз та аудитория, которая любит Instagram. Они любят путешествовать, любят красивую жизнь. Я думаю, что эти люди включили VPN. Да, мы потеряли зрителей, но я не думаю, что покупателей".
"Поменялся формат общения с аудиторией, — рассказывает коуч, гештальт–терапевт Евгения Царевская. — Если раньше все сидели в Instagram и черпали информацию в основном оттуда, то теперь они вынуждены заглядывать в другие социальные сети. Аудитория стала расфокусирована, более избирательна и менее активна, до неё сложнее достучаться".
Часть блогеров попытались освоить другие площадки, но они устроили далеко не всех.
"Люди держатся за Instagram, потому что это удобная площадка", — отмечает Евгения Царевская.
Блогеры также говорят, что аудитория Instagram стала менее восприимчива к эмоциональной подаче контента и чаще реагирует на рациональные доводы.