Начали с концов: благоустройство набережной Карповки распалось на части

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов

К декабрю должно завершиться благоустройство западного участка набережной реки Карповки. Восточный уже сделали, а перспективы середины неясны.

Речь идёт о небольшом отрезке от Песочной наб. до Барочного моста. По задумке, когда–нибудь разрозненные участки должны объединиться в единое пространство, комфортное для прогулок. Эти планы подтвердили в пресс–службе губернатора, сообщив, что "в Петроградском районе продолжается создание единого непрерывного пешеходного маршрута вдоль набережной реки Карповки". На нынешний этап, по данным сайта "Контур.Закупки", выделено около 74 млн рублей — контракт был заключён в июле с традиционным партнёром города — ООО "Нескучный сад" (фирма занималась и прошлым участком Карповки). Дополнительно в конце октября был разыгран конкурс на 1 млн рублей на устройство освещения, его итоги ещё подводятся. Суммы сопоставимы с потраченными ранее.
Проект нового участка чиновники описали так: "Прогулочную дорожку, которая соединяет Барочную улицу и Песочную набережную, замостят плиткой песочного цвета. Основное зелёное пространство, на котором любят загорать жители близлежащих домов, по просьбам горожан решено сохранить. Вокруг него появится газон, который засеют луговыми травами".

Зебры и студенты

Ранее, в 2018–2019 годах, был благоустроен участок вдоль Первого медицинского университета, "Ленполиграфмаша" и Ботанического сада — в другом конце набережной. Там появились прогулочная зона, настилы вдоль воды, тренажёры, качели и велодорожка. Тот восточный отрезок указывался как первый этап работ. Благоустроенная территория достаточно длинная, чтобы восприниматься как полноценный линейный объект, пусть и ведущий в никуда (в основном люди приходят со стороны станции метро "Петроградская", а с противоположной стороны поток относительно небольшой).
Кроме того, в 2021 году был благоустроен сквер на углу Карповки и пр. Медиков. Там установили необычные чёрно–белые фонари, которые петербуржцы окрестили призраками зебр. Авторы проекта объяснили, что руководствовались принципами соучаствующего проектирования, а подход "определялся местом, где собираются студенты".

Непрерывное благоустройство

В качестве второго этапа обозначали набережные Карповки на всём протяжении. Что может быть довольно сложно реализовать: там есть довольно узкие участки с интенсивным автомобильным движением.
Благоустройство Карповки учтено концепцией пешеходных пространств и непрерывных пешеходных маршрутов, разработанной комитетом по градостроительству и архитектуре в 2017 году. Она была подготовлена для исторического центра под руководством зампреда КГА Ларисы Канунниковой (ныне — заместитель председателя комитета по благоустройству) и представлялась Смольным если не как достижение, то как важный задел на будущее.
В частности, на Петроградской стороне концепция предполагала "непрерывные пешеходные маршруты" по обеим набережным Карповки практически на всём протяжении этой реки, а также вдоль Большого, Каменноостровского пр. и нескольких других улиц. Кроме того, Каменноостровский и часть Карповки к востоку от него должны были стать "рекомендуемыми тематическими пешеходными маршрутами". Концепция была рассчитана на период до 2022 года.
Впоследствии КГА просил учитывать создание непрерывных маршрутов при разработке проектов для конкурса "Ресурс периферии". Карповкой пока занимаются за счёт города (но есть и иные интересанты). Другие же улицы, как Большой пр., благоустраивают по программе "Газпрома". В нынешнем году был реализован необычный проект — пешеходный маршрут "Путь Петра" от Кронверкского пр. до Петроградской наб. Он приурочен к юбилею Петра I и включает особый вид мощения и вмонтированные в тротуар медальоны.

Отрезки прогулок

Благоустройство участка Карповки вдоль завода "Ригель" (за монастырём), вероятно, будет сделано при участии инвестора, который занимается редевелопментом этого предприятия. "ДП" рассказывал, что завод с 2003 года находится в собственности АО "Аккумуляторная компания “Ригель”", за которым стоят инвестиционная компания "Евроинвест" и холдинг "Теллус–групп". Архитектор Сергей Орешкин рассказывал "ДП" о планах открыть набережную для публики, оставив её пешеходной.
Кроме того, застройщик ГК "ПСК" планирует открыть к Карповке благоустроенный курдонёр своего жилого комплекса, который возводится сейчас на месте снесённого недостроя гостиницы "Северная корона".

Связанное пространство

Карповка не единственный пример реки, набережные которой благоустраивают по кусочкам. Как рассказывал "ДП", в случае с Охтой для проведения работ для разных отрезков планировалось привлечь разных инвесторов (застройщиков территорий по соседству), а город решил попытаться увязать их предложения в рамках одной большой концепции. Этот план, представленный в 2019 году, на отдельных участках начал воплощаться в жизнь, а целиком реализовать его планировали за 5 лет. В нынешнем году обещали открыть участок набережной реки Оккервиль, благоустроенный совместно с инвестором. Можно заметить, что похожим образом происходит благоустройство берега вдоль Большой Невки от ЗСД до моста в ЦПКиО.
Напротив, сразу единая набережная была устроена по южному берегу Крестовского острова, но сделали её по особому поводу — к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Архитектор Александр Кицула в комментарии "ДП" отметил, что в идеале пешеходные пространства, конечно, должны не делаться по кусочкам, а быть взаимоувязаны и образовывать цепочку, особенно если они расположены вдоль набережной. По отдельности общественные зоны с улучшенным благоустройством тоже уместны, но если речь идёт, например, о закрытом дворике. В принципе же сеть улиц и площадей центра и в нынешнем виде можно считать пешеходным каркасом (добавим, что до утраты ряда аллейных посадок, например на Лиговском проспекте, центр, очевидно, был комфортнее для прогулок).
Что же касается велодорожек, то они точно "не нужны длиной 50 метров". Они "должны прокладываться по кольцевому либо как минимум достаточно длинному маршруту". В любом случае всё упирается в финансовый вопрос. В велосообществе часто обращают внимание, что городские велодорожки, за редким исключением, не образуют замкнутую сеть и из–за этого по городу не слишком комфортно перемещаться на велосипеде. Кицула, в свою очередь, отметил, что, по его наблюдениям, протяжённая сеть велодорожек удачно сделана на севере города.