Заменить ушедший из Петербурга фастфуд будет крайне трудно

Автор фото: Сергей Ермохин

На фоне приостановки работы "Макдоналдса" в России предприниматели задумались о создании отечественного аналога. Но это длинный путь.

Уже больше недели в Петербурге временно не работают рестораны сети "Макдоналдс". Yum! Brands (бренды KFC и Pizza Hut) также приостановила работу принадлежащих ей 70 ресторанов KFC в России (всего компания имеет тысячу заведений в стране, большинство из которых работают по франшизе). Некоторые предприниматели на этом фоне заявили о намерениях создать отечественные аналоги этих всемирно известных сетей. Рынок встретил эти идеи со скепсисом.
После приостановки работы "Макдоналдса" в СМИ появились сообщения, что решение американского фастфуда ударило по сервисам доставки еды. Однако в самих сервисах сообщили, что количество заказов не изменилось. Впрочем, в пресс–службе "Яндекс.Еды" отметили, что в последнюю неделю работы спрос на доставку из "Макдоналдса" вырос в 1,5–2 раза.
"Мы уже видим, что с уходом “Макдоналдса” спрос распределился на другие сетевые и независимые рестораны, где есть похожие блюда. В стране продолжают работу крупнейшие мировые сети быстрого питания, например Burger King и KFC. На этой неделе некоторые заведения уже стали вводить в меню такие новые позиции, как бургеры или комбо из бургера, картофеля фри и кофе", — говорят в компании.
В пресс–службе Delivery Club добавили, что за последнее время изменились пользовательские предпочтения — доставка превратилась в ежедневный инструмент экономии времени, и выбор пользователей стал более разнообразным. При этом предложения других ресторанов позволяют удовлетворить его.
Однако ни для кого не секрет, что "большая тройка" занимает основную часть рынка фастфуда в России. По разным оценкам, на долю крупнейших зарубежных сетей может приходиться порядка 50–60%. Основатель и управляющий сетью ресторанов "Теремок" Михаил Гончаров считает, что, в отличие от "Макдоналдса", Burger King и KFC, которые работают именно в формате фастфуда, все российские компании в сегменте быстрого питания относятся к fast casual, поэтому их нельзя рассматривать как прямых конкурентов американских брендов.
Отличие fast–casual от фастфуда в том, что в нём используется ручной труд, нет конвейера, отсутствуют заморозка и консерванты. А это всё накладывает ограничения на сырьё, логистику, хранение продукции и приводит к увеличению себестоимости.
Он добавляет, что инвестиции в ресторан "Макдоналдс" как минимум в 4 раза превышают инвестиции в аналогичный fast–casual–ресторан российской сети. Только одна машинка для приготовления молочного коктейля в "Макдоналдсе" стоит около 50 тыс. евро.
"Гибридного формата при этом не существует: либо ты как дискаунтер работаешь в фастфуде и у тебя поток посетителей, либо развиваешь fast–casual–формат и делаешь каждое блюдо вручную, но при этом оно однозначно на 30–50% дороже", — подчёркивает Михаил Гончаров.
Совладелец PITA’S Александр Крылов согласен с владельцем "Теремка", что заменить "Макдоналдс" не получится. В России нет такого уровня менеджмента, оборудования, подхода к сервису, качеству и технологиям, как в иностранных сетях. Крылов считает соответствующие идеи популистскими.
"Таких объёмов продаж нет ни у кого и близко. Более–менее к ним подбирается “Теремок”, но думаю, что всё равно их объёмы меньше. Потому что “Макдоналдс”, Burger King и KFC — это мощные бренды, которые существуют уже несколько десятков лет. Их сила в том, что они огромное количество времени присутствуют на рынке и к ним привыкли люди уже нескольких поколений", — поясняет он.
Руководитель компании GastroNorma Данил Герасимиди говорит, что в России тем не менее есть яркие примеры удачных фастфуд–концепций. Например, петербургская сеть "Vлаvaше", созданная с нуля и быстро выросшая. Или самая большая франчайзинговая российская сеть "Додо Пицца".
"Таких же объёмов продаж, как у “Макдоналдс”, Burger King и KFC, нет ни у одной российской сети и не будет. Но тем не менее заменить их в России возможно. Пройдёт каких–то 50 лет (столько же понадобилось “Макдоналдсу”, чтобы стать крупной сетью), и у нас появятся прибыльные и популярные фастфуд–рестораны", — уверен эксперт.
Данил Герасимиди добавляет, что России, и Петербургу в частности, очень сильно нужны новые операторы фастфуда. Может показаться, что рынок заполнен, но на самом деле число заведений на то количество человек, которое живёт в Петербурге, очень невелико.
Михаил Гончаров считает, что создать масштабную фастфуд–сеть за 2–3 года невозможно. Это вопрос не только технологий, конвейера, но и развития бренда.
"При той силе бренда, которая есть у “Макдоналдса” с его 80–летней историей, компания ежегодно вкладывала 3 млрд рублей в пиар и рекламу на российском рынке. Именно это им обеспечивало лояльность покупателей. Любой новый бренд, который технологически сможет повторить блюда крупнейших зарубежных сетей, не будет обладать той силой бренда. И не будет иметь тех продаж, которые имел “Макдоналдс”, даже если формально будет такой же вкус и выгодная стоимость продукта. По сути, это будет стартап, которому понадобится как минимум несколько лет на развитие", — уверен Михаил Гончаров.
Сейчас ситуация слишком неоднозначная, чтобы говорить о перспективах бурного развития местных компаний в сегменте. Во–первых, подавляющее большинство компаний заявили лишь о приостановке развития, а не о полном уходе. "Макдоналдс" хоть и закрыл заведения, но продолжает платить зарплату сотрудникам и не спешит освобождать помещения. Во–вторых, экономическая ситуация в стране, мягко говоря, не благоприятствует развитию нового бизнеса. Никто не захочет брать дорогие кредиты, а развитие крупных сетей требует колоссальных инвестиций. Поэтому в ближайшее время структура рынка не изменится.
Владимир Шершнев
управляющий партнёр 8956 Oblomoff food
Прогнозировать резкий наплыв посетителей в той или иной сети преждевременно. Потребители будут следить за ситуацией и выбирать альтернативу ушедшим с рынка игрокам. Спрос на фастфуд останется на довольно высоком уровне, так как в пандемию этот сегмент серьёзно вырос. В том числе из–за улучшения сервисов доставки еды и продуктов. В конце прошлого года точки фастфуда занимали до 50% рынка городского общепита. Рынок фастфуда привлекателен и для иностранного бизнеса. Сейчас в стране может появиться турецкая сеть фастфуда Chitir Chicken.
Иван Самойленко
управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency