Дефицит миллиардеров: Беверли–Хиллз под Петербургом не сложился

Автор фото: Ермохин Сергей

В глазах крупных капиталистов Петербург, увы, город глубоко вторичный. Возможно, поэтому у нас нет своей Рублёвки, а освоение новых локаций под элитный класс идёт вяло.

Девелоперы элитной недвижимости утверждают, что пятна под застройку заканчиваются и новых объектов в их классе достаточно мало, отчего и цены на элитное жильё неизбежно будут расти. Это, безусловно, верно — нет смысла спорить с рынком. Но за этим скрывается другой тренд: в Петербурге в принципе не так много элиты, чтобы застройщики бросились искать и развивать новые локации.
Статистика показывает, что даже переезд "Газпрома" (хотя на него и возлагал главные надежды элитный рынок и даже на нём заработал) сильно не увеличил долю самых богаты людей. Чтобы убедиться в этом, можно посмотреть данные Росстата о распределении прослойки из 5% самых богатых россиян.
"Если в 2013 году все богачи в основном были сконцентрированы в Москве и Подмосковье (44,2%), то в 2019 году — сюрприз! — они продолжили селиться в Москве и Подмосковье (49,3%). При этом на Петербург приходятся скромные 6,9% (против 5,5% в 2013-м)", — констатирует обозреватель ТГ-канала "Обнять — и в слякоть" Михаил Салтыков.
Затяжная стагнация последних лет тоже оставила свои шрамы. Может быть, и верно, что богатые в кризис становятся только богаче, но вот новых бизнесов, а значит, и миллиардеров, в тяжёлые времена появляется всё-таки меньше. Да и тех, что остались, подмывало прикупить вариант на чёрный день — уже за границами РФ.
"Ёмкость рынка в Петербурге и та ограничена, — говорит Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers, — а целая череда кризисов (2008, 2011, 2014 годов), конечно, сместила спрос в сторону зарубежной недвижимости. Было время, когда недвижимость в Петербурге была неактуальна, покупатели в качестве альтернативы выбирали надёжные Лондон, старую Европу, курортные локации. Кроме того, часть потенциальных покупателей мигрировала в Москву в поиске больших возможностей, тем самым частично пополнив предложение на вторичном рынке, выставляя свои объекты недвижимости здесь на продажу".
Можно было бы предположить, что рынок облюбуют "новые богачи" — представители петербургского IT-кластера. Зарплаты у опытных специалистов доходят до полумиллиона рублей в месяц и выше. Учитывая, что в рассрочку сегодня продаётся до половины элитного жилья, с таким доходом и клубный дом вполне по плечу. Но, хотя эти клиенты уже заметны на рынке, массового спроса они пока не обеспечили. Просто в силу особенностей жизненных ценностей.
"Однозначно программисты в жизни скромнее в плане расходования средств, — объясняет Сергей Матусевич, директор по развитию web-технологий Artezio. — Роскошь уже давно не является целью людей, которые работают с технологиями. Текущие интересы — это инвестиции, создание стартапов, ведение собственного дела, если позволяют способности и есть к этому интерес. IT-сектор — это всегда развитие и инновации, сложно представить, чтобы люди, которые, по сути, являются новаторами, мечтали о домах с золотой отделкой".

В одной пробке с дачниками

В пандемию к "низкой ёмкости рынка", как аккуратно называют это риелторы, добавился ещё и тренд жить на природе — ведь дела даже в серьёзном бизнесе оказалось возможно вести через Zoom, а отдохнуть от городской суеты очень хочется.
"За 2020-й в самом дорогостоящем ценовом сегменте, как в целом на загородном направлении, ввиду коронавирусной пандемии и запрета межрегионального и международного перемещения зафиксирован значительный рост количества сделок: продано около 100 лотов готовых или строящихся домовладений, что в 3 раза превышает уровень 2018–2019 годов", — рассказывает Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость".
Но и она, и все другие эксперты согласны: качественного "кластера" в загородном жилье пока не получилось. У Петербурга нет своей Рублёвки (вернее, ею стал Крестовский остров), и уж тем более Беверли-Хиллз для богатых тут не сложился. Максимум — разрозненные объекты в Сестрорецке, Репино или под Всеволожском, окружённые самой разной застройкой.
"Покупатель элитного жилья приобретает не только сам объект, но и вместе с тем много других факторов: социальную и торговую инфраструктуру, транспортную доступность, социальную однородность и т. д., — говорит Светлана Московченко, руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg. — Поэтому рассказам, что когда-нибудь в этой локации будет город-сад, никто уже давно не верит. Например, у Курортного района были и есть предпосылки стать петербургской Рублёвкой, но, как всегда, есть много но, начиная от слабой развитости инфраструктуры, заканчивая сложностями в строительстве в прибрежной полосе. Немаловажным моментом остаётся тот факт, что северное побережье Финского залива является излюбленным местом отдыха большинства петербуржцев, что вызывает сложности с транспортными потоками в выходные дни, здесь уже ни о какой приватности речь не идёт".
"В Курортном направлении уже есть школы, шопинг не так активно развивается, может быть, потому, что у нас другие расстояния и можно без проблем доехать до любой бутиковой зоны", — добавляет Елизавета Конвей.
Эксперты все как один повторяют: с элитным рынком в Петербурге всё в порядке, его ровно столько, сколько нужно. Беда одна: может быть, это именно столько, сколько нужно для того, чтобы оставаться столичным городом с провинциальной судьбой.