Учитель с доставкой. Как плакаты Delivery Club стали новым мемом рекламного рынка

Автор фото: Коллаж vostock-photo

Борьба сервиса Delivery Club со стереотипами о профессии курьера наткнулась на непонимание аудитории.

После скандала с проектом Reebok #НИВКАКИЕРАМКИ рекламный рынок получил новый повод для споров. На этот раз неоднозначную реакцию вызвали плакаты сервиса доставки Delivery Club (приобретен Mail.Ru Group в 2016 году за $100 млн).
Авторы рекламной концепции хотели изменить хамское отношение к курьерам, но напоролись на порцию жесткой критики. Уважение к людям, которые вынуждены заниматься тяжелой работой, проявилось не у всех. Вместо этого аудитория компании стала говорить о чувствах жалости и стыда.
"Заказывая еду, задумываетесь ли вы о том, кто ее принесет? Вместе с Look At Media и The Village мы запустили первую в России социальную рекламу, посвященную профессии курьера. На улицах Москвы, станциях МЦК и в вагонах метро появились фотографии наших сотрудников с важными деталями их биографии. Посмотрите на героев этого проекта и представьте, что тот курьер, который будет стоять на пороге вашей квартиры или офиса в следующий раз, тоже окажется кладезью знаний, умений и поступков, заслуживающих уважения. А каких именно — вы вполне можете спросить у него самого", — объяснили в Delivery Club суть своей задумки.
Директор по продуктовым и медиакоммуникациям Mail.Ru Group Анастасия Жбанова сразу прогнозировала, что рекламную кампанию могут встретить негативно.
"Мы выбрали шестерых разных курьеров и постарались показать их не как безликих рабочих, но как людей со своими увлечениями и талантами, некоторые из которых работали или работают в разных областях. Предвещаю, что эта РК вызовет споры, но мы намеренно показывали реальных людей, а не моделей и актеров. Оля — альпинистка и мечтает покорить Эверест, Андрей — потомственный казак, отец пяти дочерей, бывший кадровый офицер и заслуженный артист РФ. Уринбай знает девять языков и делает ювелирные украшения, Абдисаттар — учитель литературы, Наталья — репортер федеральных телеканалов. Поль — футбольный фанат и любитель русской музыки", — написала Жбанова на своей странице в Facebook.
По ее словам, все модели для съемок оказались настоящими, искренними людьми — живыми и очень смущались, что их снимают для рекламы. "Уважайте курьеров, они правда классные. И вы никогда не знаете, кто приедет к вам сегодня с заказом. Возможно, это будет отец троих дочек и заслуженный актер", — призвала Жбанова.
Первые комментарии не предвещали ничего плохого. "Смело. Очень круто. Интересно понаблюдать за восприятием людей этой истории. Мне кажется, должны очень позитивно воспринять", — отреагировала эксперт по PR Евгения Заславская.
Вскоре в адрес Delivery Club начали высказывать противоположное мнение. "Быть курьером, конечно, не стыдно. Работа есть работа. Но никакой радости я, например, не испытываю, когда вижу, что курьером работает репортер, заслуженный артист или учитель года. Да и они вряд ли прямо счастливы этим и гордятся — вот каких я высот достиг, был-то просто артистом, а теперь, смотрите, я аж до курьера вырос. Не от хорошей жизни работают, это очевидно. Цель рекламы была отличной по своей идее — заставить в курьерах видеть людей, а посыл готового продукта получился: в своей профессии не сложилось, денег нет, с работой сложно, сплошные неудачи, чтобы не помереть с голоду пошли в курьеры, не обижайте людей, им и так не сладко", — высказалась журналист Ольга Киц-Ковязина.
Менее аргументированная реакция умещается в короткие цитаты: "За державу обидно", "Это реклама безысходности", "Фейспалм", "Жесть", "Это все очень грустно и депрессивно".
Кроме того, пользователи соцсетей заметили, что на The Village уже выходил подобный проект для конкурентов из "Яндекс.Еды". В Mail.ru Group признались, что видели эту рекламу. "Не мы одни думаем о курьерах — это нормально", — пояснили в компании.
За Delivery Club заступился главный редактор русского издания журнала Esquire Сергей Минаев. Он указал на странную логику критиков. "Истерика вокруг новой рекламы Delivery Club достигла какого-то запредельного уровня. Увидел несколько комментариев экспертов "Delivery Club пробивает дно". То есть для кадровых офицеров, инженеров, учителей — работы по специальности, с нормальной зарплатой, в нашей стране не нашлось. А "дно пробил" все равно Delivery Club, предложивший им работу", — написал Минаев в своем telegram-канале.
В самой компании подчеркивают, что плакаты с доставщиками еды — это не продвижение сервиса, а социальная реклама. "С сожалением слышим порой рассказы, как людей, трудящихся на не самой простой работе, клиенты не ставят ни во что. Печально как раз вот это. А причины работы курьером у всех могут быть совершенно разные, и не только острая необходимость. Например — свободный график, отсутствие удаленности места работы от места проживания. Оплата труда, на самом деле, достойная и в некоторых регионах даже превышает среднюю зарплату. Поэтому грустить не стоит, надо стремиться к тому, чтобы каждый занимался тем, что ему по душе", — отвечают в Delivery Club на претензии.
Между тем к заочной дискуссии подключились креативные SMM-отделы компаний, известных по неформальному общению с аудиторией. Шутки, связанные с Delivery Club, запостили в Burger King, Pornhub, "Красное & Белое" и другие.
Последний раз подобный ажиотаж вызвала феминистская реклама Reebok. Компания запустила проект, обозначенный хэштегом #НИВКАКИЕРАМКИ. Идея была посвящена "развеиванию мифов о традиционных женских и мужских занятиях". Обструкции подверглись рекламные слоганы. В одном из них использовалась цитата "Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо".