Японские компании не только платят зарплату и отправляют на стажировку, но и хоронят своих сотрудников.
Кладбище Окуно-ин в 1,5 часа езды от Осаки - самое знаменитое и престижное в Японии. Быть похороненным здесь - это все равно что на Красной площади в Москве. То есть очень и очень почетно... Кладбище древнее, большое - 200 тыс. каменных монументов на нескольких десятках гектаров земли. Крошечное место на Окуно-ин стоит до $1 млн.
Среди поросших мхом каменных столбиков, некоторым из которых под тысячу лет, взгляд натыкается на современные гранитные плиты с названиями известных и не очень известных японских корпораций.
- Тут покоятся топ-менеджеры? - спрашиваю я. В глазах японских провожатых, среди которых руководитель и владелец производственной компании, мелькает тень удивления.
- Нет, нет, это могилы обычных сотрудников…
- И рабочих?
- Да, конечно… Вся работа одинаково важна для компании.
Корпоративные могилы, которых здесь десятки, делят пространство с могилами выдающихся деятелей и бывших членов правительства. Названия одних компаний написаны латиницей, других - только на японском.
Самая большая принадлежит Panasonic Corporation. Вот корпоративная могила Nissan - ее стерегут скульптуры то ли воинов, то ли рабочих. Вот могила Ueshima Coffee Company (UCC), производящей кофе: выполнена в форме огромной мраморной чашки, в которой перемешан прах верных сотрудников компании. Вот могила самолетостроительной фирмы Shin Meiwa Industry Co - здесь стоит 15-метровая алюминиевая копия американского космического корабля Apollo 11.
Есть могилы Sharp, Toyota, Kubota и большинства самых известных японских компаний и еще десятки памятников - фотографам, портным, пивоварам, производителям бытовой химии и другим. Работники в Японии и после гробовой доски остаются частью своей компании.
У каждой компании свои правила в сфере того, память о ком она будет увековечивать на престижном Окуно-ин. Кто-то хоронит здесь только тех, кто проработал в компании 40-50 лет и более, кто-то удостаивает этой чести практически всех, кто-то ставит памятники тем, кто погиб, выполняя свой профессиональный долг.
В одних могилах действительно лежит прах сотрудников (причем он может быть разделен между семейным захоронением и корпоративным), другие могилами на самом деле не являются - это лишь монументы в память о тех, кто работал в компании.
Случается, что корпоративные могилы изменяются вместе с компаниями. Так, в 1938 году Коносуке Матсушита, владелец компании Matsushita Denki, купил здесь участок, чтобы увековечивать память своих сотрудников. Его компании было тогда 20 лет. "Бизнес - это люди", - говорил этот бог менеджмента, который умело мотивировал персонал не только на повседневный рутинный труд, но и на труд творческий, изобретательский, в котором были задействованы все без исключения сотрудники.
В результате его компания вышла в мировые лидеры по производству электроники. В 2008 году компания сменила имя на Panasonic Corporation, одновременно сменилось и название на гранитном кладбищенском камне.
А некоторые компании, увы, постигла иная судьба, и теперь лишь памятник на престижном кладбище напоминает, что они когда-то были сильными и богатыми.
Я фотографирую, но потом вспоминаю: перед поездкой читала, что на кладбищах в Японии нельзя фотографировать… Я смотрю на моих японских провожатых: "А можно ли здесь снимать?" - и получаю утвердительный ответ. Мало того, проходящий мимо японец, увидев нашу компанию, сам предлагает сфотографировать нас всех вместе, что мы и делаем. Япония развивается, и даже суеверия трансформируются вместе с ней.
Корпоративные кладбища - лишь одна из форм мотивации сотрудников. В Японии активно используют доски почета и аналоги советского соцсоревнования, сотрудников отправляют на стажировки и обучение.
Однако нынешним топ-менеджерам компаний становится сложнее мотивировать сотрудников - старые проверенные способы не всегда работают. Побывав за рубежом, японцы привозят оттуда и западные ценности.
Так, молодые японцы уже не хотят дневать и ночевать на работе, но желают и отдыхать, путешествовать, смотреть мир. И они не довольны коротким отпуском, да и то нередко разбитым на куски. А многие японские женщины уже не хотят быть выключенными из трудового процесса на многие годы, пока ухаживают за детьми.
Они хотят делить обязанности по уходу за новорожденными со своими мужьями, а затем отправлять малышей в детские садики, которых в Японии катастрофически не хватает - и вот уже корпорации задумываются над этой проблемой.