Отправленный Валентиной Матвиенко "вязать носки" в феврале 2010 года заместитель председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Борис Черняшенко в интервью "Деловому Петербургу" очень откровенно рассказал почему в городе так убирают снег.
"ДП": Как вы оцениваете ситуацию с уборкой улиц в этом
году?
Борис Черняшенко: Мое мнение по поводу уборки и содержания
дорог в Петербурге в этом сезоне: я считаю, что губернатора Валентину Матвиенко просто
подставили. Первый момент - это закупка техники. В этом году на закупку
уборочной техники выделена рекордная сумма 5,1 млрд рублей. Это сопоставимо с
уровнем финансирования 2 последних лет на содержание дорог. Техника, на мой
взгляд, нужна, но в разумных количествах.
При закупках впервые было проведено авансирование в размере
1 млрд рублей. Раньше, как мне известно, никогда на такие суммы авансирование
контрактов не проводилось. На сегодняшний день из 655 единиц уборочной техники
не поставлено более 200 машин, хотя срок по контракту был до 1 ноября 2010 года.
Похоже, иностранные компании оказались не готовы к таким объемам поставок.
Закупка такого количества техники без увеличения штата сотрудников, которые
непосредственно занимаются уборкой - водителей и дворников, - бессмысленна.
В 2010 году из 3,5 млрд рублей, выделенных из бюджета на
уборку (эта цифра не изменилась и в бюджете на 2011 год), за первые 3 месяца
было потрачено порядка 2,4-2,5 млрд рублей. Оставшиеся средства растягивали на 9
месяцев. Лимитов финансирования не было, начали урезать зарплаты, и люди уходили
десятками. Я могу привести один пример: в автоколонне Адмиралтейского района
уволилось где-то 35 человек. Центральный район убирает автопарк №7, где средняя
зарплата водителей составляет около 16 тыс. рублей. Сейчас на такие деньги даже
хороший дворник не пойдет.
Читайте также:
Москва свернула атаку на Валентину Матвиенко
Арифметика простая. На каждую из закупленных уборочных машин
нужно посадить как минимум двух водителей. То есть нужно дополнительно принять
не менее 1 тыс. человек. Техника сложная, поэтому водителей нужно предварительно
обучать. Легко подсчитать, каких дополнительных затрат это требует. Но денег в
бюджете уже нет. В результате новая техника не запущена, потому что работать на
ней некому. Думаю, что нормально запустить всю закупленную технику смогут только
к следующему зимнему сезону.
"ДП": Если большая часть средств на уборку улиц была
потрачена в I квартале, как сейчас финансируются работы?
Борис Черняшенко: В начале года предприятия
дорожно-строительного комплекса города активно привлекали к уборке, погрузке и
вывозу снега. С января по апрель за уборку улиц ежемесячно выплачивалось около
800 млн рублей. В декабре этого года на те же цели выделили 69 млн рублей.
Сегодня говорят о привлечении к уборке улиц бомжей, потому
что серьезные компании на таких условиях не привлечь. Кто-то работает в долг и
принимает обещания рассчитаться в следующем году. Но кто под этим будет
подписываться? Думаю, что вопросы со стороны контрольных органов могут быть
очень серьезными.
Нехватка финансирования привела к тому, что многие
предприятия залезли в кредиты. Например, ГУДП "Центр" взяло кредит 120 млн
рублей, "Спецтранс №7" - 90 млн рублей. Общий объем кредитов приближается к 500
млн. Это может закончиться очень плохим состоянием дел в дорожных компаниях.
"ДП": Как вы относитесь к реформе КБДХ и разделению комитета
на два: по благоустройству и по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ)?
Борис Черняшенко: Комитеты по благоустройству и по дорожному
хозяйству - как сиамские близнецы. Их разделение, на мой взгляд, было большой
ошибкой. Уверен, что новый губернатор, кто бы им ни стал, вернет все обратно.
Когда КБДХ возглавил Борис Мурашов, который всю жизнь занимался строительством,
для него могло стать неприятным сюрпризом, что в ведении комитета находится
большой пласт вопросов по благоустройству, уборке и садово-парковому хозяйству.
И было принято решение сосредоточиться только на строительстве и ремонте
дорог.
Например, государственные унитарные дорожные предприятия
(ГУДСП), которые выполняли работы по содержанию и текущему ремонту, а теперь
дорогостоящие работы, такие как текущий и капитальный ремонт, должны передать в
ведение КРТИ. Паспорт дороги один, и его не разделить. Если дорожно-строительный
комплекс будет работать в другом комитете, привлекать технику для уборки, как
мне кажется, будет значительно труднее. С момента, когда было объявлено о
создании комитета по благоустройству, прошло полгода. Но, как мне известно, с
юридической точки зрения такого до сих пор нет. Реорганизация не завершена, и
штат не набран.
"ДП": Как вы оцениваете ситуацию в Петроградском районе?
Борис Черняшенко: Если сейчас от уборки будет отстранена
Петроградская автобаза "Спецтранса", на мой взгляд, это будет очень серьезной
ошибкой. В городе практически нет предприятий, которые смогут обслуживать этот
район. Даже с учетом новой техники хорошо если ГУДСП будут справляться со своими
территориями. Если техника будет приезжать из других районов, это значит, что
будут значительно хуже обслуживать свою территорию. После Нового года главы
районных администраций "проснутся" и, наверное, спросят, почему у них не чистят
улицы.
"ДП": Вы были в числе 11 человек, которых губернатор
пригрозила отправить "вязать носки". Как вы сейчас оцениваете историю с
увольнением?
Борис Черняшенко: Я прекрасно понимал, когда в КБДХ пришел
новый руководитель комитета, что мне в новой команде не работать. За место я не
держался и несколько раз говорил Борису Мурашову, что готов
написать заявление об уходе. Последний раз такой разговор состоялся 5 января
2010 года. Мне было сказано подождать. Вскоре я увидел свою фамилию в списке 11
человек, объявленных виновными в плохой уборке снега. Впрочем, никаких
документов о своем увольнении я не получал. Более того, со мной никто даже не
разговаривал на эту тему.
Поэтому я сделал то, что сделал: оформил отпуск по уходу за
ребенком. Приказ о моем отпуске действует до февраля 2012 года. Себя я отношу к
дворникам и считаю, что дворники были и будут нужны всегда. Если меня пригласят
работать в новую команду, я готов рассматривать такие варианты. А пока я смотрю,
как будут развиваться события.