Провожают по одёжке: почему в России так и не создали аналоги H&M, Zara и Uniqlo

Российские бренды одежды не смогли заменить иностранцев и позакрывали магазины
Автор фото: /Shutterstock/FOTODOM

Российские fashion–ретейлеры за последние 3 года адаптировались к новым условиям рынка, но смогли заменить крупные зарубежные бренды лишь частично. Многим пришлось уйти или сосредоточиться на развитии онлайн–торговли, закрыв все розничные точки.

В сегменте одежды наблюдается наибольшее сокращение физического присутствия на рынке по сравнению с другими категориями розничной торговли. В III квартале 2025 года, по данным NF Group, на магазины одежды и обуви пришлось 45% всех закрытых торговых точек в России, во II квартале — 54%.
Аналитик ФГ "Финам" Магомед Магомедов добавляет, что в Москве, по оценке Core.xp, доля закрытых магазинов одежды и обуви в III квартале достигла 50%. Малые и средние бренды не выдерживают давления: роста расходов на аренду, повышения налогов и снижения покупательского спроса.

На выход с вещами

Потери несёт и крупный бизнес. В этом году закрылась старейшая сеть магазинов одежды Incity. Modis также может прекратить работу после смерти своего основателя Игоря Сосина. По данным из реестра "Федресурс", головная структура сети намерена обратиться в суд с заявлением о банкротстве.
Руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай напоминает, что весной закрылись последние магазины бренда Just Clothes, который вышел на российский рынок как замена Uniqlo. Представители иркутского бренда Inspire Girls, который развивался в России более 14 лет, в июле сообщили о решении закрыть все розничные магазины и сосредоточиться на развитии в онлайне. В сентябре 2025 года закрылся последний магазин Yollo в московском "Афимолле".
Торговые центры не опустели, но изрядно обновили состав арендаторов
Торговые центры не опустели, но изрядно обновили состав арендаторов
Автор: Сергей Ермохин/"ДП"
На этом список потерь не заканчивается. К концу октября прекратил работу мультибрендовый ретейлер спортивной одежды и обуви Urban Vibes (принадлежит "Спортмастеру"). Спортивный бренд Desport (ранее Decathlon) продолжает сокращать количество своих магазинов: с августа перестал работать магазин в Алтуфьево в Москве, закрылись торговые точки в "Зеленопарке" (Московская область) и "Охта Молле" (Петербург), а также в Самаре и Ногинске. На сегодняшний день у сети осталось 24 магазина, как минимум один из которых готовится к закрытию.
Gloria Jeans, которая явно стремилась к доминированию на рынке и была одним из самых очевидных кандидатов на замену ушедших международных гигантов, теперь сократила количество своих точек на 102 магазина и полностью закрыла сеть магазинов подростковой одежды "Ready! Steady! Go!". В том числе закрылся и флагманский магазин Gloria Jeans в бизнес–центре "Галерея Актёр" на Тверской улице в Москве, где компания заняла площади ушедшего H&M.
Впрочем, о какой–то катастрофе речь не идёт. В петербургском ТРЦ "Галерея", например, все флагманские и крупные площади зарубежных марок заняли российские fashion–бренды. На первом этаже работают магазины Melon Fashion Group — Love Republic, Ìdol, а вскоре здесь же откроется Sela.
Екатерина Ногай добавляет, что места, освобождённые H&M в "Жемчужной плазе", достались "Стокманну" (1,8 тыс. м2) и Befree (2 тыс. м2). Lime недавно открыл увеличенный флагман (4 тыс. м2), частично заняв площади бывшего магазина Uniqlo в "Галерее". 12 Storeez открыл флагман на месте Louis Vuitton на Невском проспекте (1,2 тыс. м2).
Однако эпоха огромных флагманских магазинов H&M, Zara и Uniqlo, занимавших тысячи квадратных метров, так и не вернулась. Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов отмечает, что российские ретейлеры в основном действуют более рационально. Крупные площади, оставшиеся от зарубежных гигантов, делятся на несколько отдельных магазинов. Это позволяет арендодателям диверсифицировать риски, а ретейлерам — не брать на себя неподъёмные арендные обязательства.

Пустующие ниши

У российского fashion–ретейла есть потенциал, но за последний год сильного развития не наблюдается, считает основательница продакшен–компании Finch Production и модельного агентства Finch Models Ольга Чижик. Освободившуюся после ухода Zara нишу в значительной степени занял Maag. Ниша H&M остаётся вакантной.
"Если посмотреть на финансовые отчёты локальных брендов, можно увидеть, что многие из них работают в минус. Всё же большинство — довольно молодые игроки. Открывать магазины масштаба Zara или H&M российским брендам сложно. Это серьёзная финансовая нагрузка, особенно на фоне конкуренции с маркетплейсами", — уточняет она.
По словам эксперта, для такого развития нужна чёткая стратегия. Бренды должны работать с производителями, выпускающими продукцию специально для них. Некоторые ретейлеры допускают управленческие ошибки. Им нужно лучше понимать покупательские настроения, предлагать новые идеи, оптимизировать себестоимость. Если одежда производится в России — искать способы уменьшить затраты без потери качества, если закупается за рубежом — искать производителей, которые помогут снизить стоимость.
Кроме того, спрос на товары стал более избирателен. Владелица бренда "Модный дом Виктории Тишиной" Виктория Тишина считает, что это можно назвать осознанным потреблением, а можно принять к сведению, что у людей стало меньше средств на покупку одежды.
"В ситуации дорогих денег и низкой покупательной способности развитие в масштабе сложно и неэффективно. Мы переживаем период уже даже не стагнации, а замедления. Многие мои коллеги закрываются. И нам приходится выверять каждый шаг. Мы не сможем сделать рывок и выйти на точки роста, пока не измениться экономическая ситуация. К сожалению, пока мы двигаемся в сторону усугубления: 22 и 5% НДС, аннулирование патентной системы", — говорит предпринимательница.

Бум уже прошёл

Коммерческий директор ГК "Аврора" (управляет ТК "Невский центр", ТЦ "Жемчужная плаза", ТК "Владимирский пассаж", ТК "Космос", ТК "Авеню", ТРЦ "Триумф Молл", ТК "На Свободном") Мария Смагина считает, что отечественные fashion–бренды не столько заняли место ушедших международных марок, сколько создали и успешно развивают новое направление — "русскую моду". Заметная часть покупателей перешла на неё, не теряя при этом верности иностранным брендам.
2025 год, как и прогнозировалось, стал периодом "разбора полётов" и фокусирования на операционной эффективности. По словам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, бум 2022–го — начала 2024 года прошёл. Покупательная способность со второй половины 2024 года снижается, и многие сети переходят к оптимизации.
"За несколько лет работы в новых условиях стало понятно, какие форматы оказываются успешными, что действительно важно для потребителя сегодня — цена, соотношение цена/качество или лояльность к конкретному бренду. Время для выводов наступило. Ретейлеры, которые делают “работу над ошибками”, продолжают развиваться и трансформировать свои концепции", — считает эксперт.
Ольга Чижик добавляет, что в ближайшие годы на рынке ожидается сокращение количества офлайн–магазинов. Аренда высокая, операционные расходы растут, так что многие бренды будут уходить в онлайн. Пока ретейлеры не найдут способы возвращать покупателей в физические магазины, ситуация будет осложняться.
Последние годы многие ретейлеры перешли от экспансии к сохранению существующих точек, некоторые — к оптимизации площадей. Условия ведения бизнеса в течение всего года остаются непростыми, поэтому масштабное расширение сетей зачастую не является оптимальным решением. При этом некоторые крупные бренды продолжают занимать новые площади в ТЦ и стрит–ретейле центральных торговых коридоров. Среди крупных открытий последних месяцев: Lime в ТРК "Галерея", Ekonika на Невском, расширенная на два этажа "Снежная королева" в ТРК "Лето", новые магазины ювелирных салонов Sokolov и "585 Золотой". Если после ухода зарубежных игроков помещения дробились, то сейчас мы видим, как fashion–ретейлеры вновь объединяют разделённые блоки и расширяют свои площади. Например, Sela начала развивать формат Sela Home в рамках существующих помещений. Волна закрытий в 2025 году брендов, появившихся в 2022–2023 годах, объясняется типичным для новых проектов периодом в 2–3 года, необходимым для отладки бизнес–процессов, масштабирования и выхода на операционную безубыточность. По истечении этого срока некоторые проекты столкнулись с невозможностью достичь устойчивости бизнес–модели и были вынуждены прекратить работу.
Юлия Кузнецова
директор департамента торговой недвижимости Nikoliers
Замена западных игроков носит формальный характер. Пространство занято, но по ассортиментной глубине, качеству коллекций, логистике и скорости обновления товаров российские сети пока уступают экосистемам Zara, H&M и Uniqlo. В Петербурге крупные площади в "Галерее", "Невском центре", "Питерлэнде" и других ТЦ были максимально быстро перезапущены. Петербург традиционно более требователен к ассортименту, поэтому здесь особенно заметно, что российские бренды закрыли "дырку" в площади, но не в модности и разнообразии. Город на Неве — один из самых конкурентных рынков страны. Высокие ставки аренды, строгая аудитория и большая плотность торговых центров. Это ускоряет закрытие слабых игроков. При этом рынок Петербурга снова заполнен почти полностью — пустот не видно. Но сильные бренды занимают всё больше доли, что оставляет минимальные шансы для среднего и малого бизнеса. Российский рынок fashion–ретейла завершил фазу быстрого заполнения пустующих площадей и вошёл в фазу жёсткой конкуренции и оптимизации. В Петербурге этот процесс идёт даже быстрее.
Дарья Щербакова
доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт–Петербурге, кандидат социологических наук
Один из дополнительных мощных импульсов для развития онлайн–сегмент получил в 2022 году на фоне ухода международных брендов, роста цен и снижения доходов. Существенная часть спроса перешла на маркетплейсы, где можно было закрыть два основных проблемных на тот момент аспекта: найти товары ушедших брендов и более демократичные в ценовом отношении предложения. Всё это повлияло на отток аудитории из торговых центров и офлайн–магазинов. Так, например, в сравнении с 2021 годом (когда рынок восстанавливался после ковида) сейчас посещаемость ТЦ Петербурга в среднем на 10–12% ниже. Однако темпы снижения посещаемости замедляются, вероятно, рынок приближается к точке нового баланса.
Михаил Васильев
руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.