Таксисты раскритиковали послабления к требованиям о локализации авто

Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"
Крупные агрегаторы могут ещё больше увеличить свою долю на рынке такси в 2026 году
Крупные агрегаторы могут ещё больше увеличить свою долю на рынке такси в 2026 году

Разрешение таксистам использовать личные автомобили любого производства, без требований по локализации, не спасёт рынок.

Правительство подготовило положительный отзыв на законопроект, который разрешает таксистам использовать личные автомобили любого производства, включая импортные, без требований локализации. Послабление предполагается в форме ежегодной квоты, которую Минтранс будет определять для каждого региона. При этом в тексте заключения правительства указано, что проект содержит "формулировки неопределённого характера", а порядок распределения квот и критерии их определения пока не разработаны.
В профессиональном сообществе документ восприняли критически. Представитель Общественного совета по развитию такси в Северо–Западном федеральном округе Андрей Белов считает инициативу косметической и недостаточной. По его словам, нынешняя конструкция законопроекта не затрагивает ключевые проблемы отрасли и фактически не меняет ситуацию на рынке.
"Это не реальная мера поддержки, а по сути символический жест, который не решает ни одной из существующих проблем", — отметил он.
Белов поясняет, что большая часть самозанятых водителей уже работает на собственных автомобилях, так что квоты не стимулируют обновление парка. Кроме того, отсутствует понятный механизм распределения разрешений между регионами. По его словам, отрасль уже сталкивалась с подобной неопределённостью, когда закон о локализации был принят, но перечень разрешённых моделей так и не был сформирован.
"Мы видим ситуацию, когда принимаются нормативные акты без продуманного механизма реализации. Это создаёт риски для регионов, для бизнеса и для пассажиров", — подчеркнул эксперт.
Отдельно он указывает, что предлагаемый подход фактически исключает таксопарки, так как квоты распространяются только на личные автомобили, находящиеся в собственности не менее полугода.
"Если парки не смогут работать по новым правилам, часть игроков уйдёт с рынка. Это приведёт к сокращению конкуренции и усилению зависимости от крупных агрегаторов", — говорит он. В долгосрочной перспективе, по оценке Белова, это увеличит комиссионную нагрузку и стоимость поездок.
Более мягкую, но по сути сходную позицию занимают представители сервиса "Сити–мобил". В компании считают, что говорить о последствиях преждевременно, поскольку закон ещё не принят окончательно. Однако отмечают, что рынок испытывает давление избыточного регулирования.
"Положительный отзыв на законопроект о праве таксистов работать на личных авто любого производства, включая импортные, без учёта требований локализации, это ещё не официально действующий закон. На момент его принятия вводные могут ещё поменяться. Но в любом случае мы поддерживаем изменения, уменьшающие излишнюю зарегулированность рынка", — сказали в пресс–службе "Сити–мобил".
Там также отметили, что ограничительные меры последних лет уже привели к уменьшению числа водителей. "Рынок такси продолжает быть избыточно зарегулированным, что приводит к постоянному планомерному снижению количества исполнителей заказов. А это в свою очередь ведёт к постепенному росту цен и времени подачи автомобилей", — подчеркнули в компании.
Ожидаемый эффект от новых послаблений в сервисе оценивают сдержанно: "Предлагаемые изменения должны уменьшить скорость оттока водителей из отрасли, поэтому негативные изменения будут происходить плавнее".
В "Сити–мобил" также не прогнозируют заметного расширения парка иномарок.
"Напротив, ассортимент транспортных средств в такси, скорее всего, будет дальше сокращаться, что сильнее всего скажется на поездках в тарифах повышенной комфортности. На данный момент пересмотр внутренних стандартов по году и классу автомобилей не считаем целесообразным, но всегда готовы к гибким изменениям исходя из ситуации на рынке. Вопрос же требований к техническому состоянию вообще не может подниматься из соображений безопасности", — резюмировали в пресс–службе компании.
Оценивая возможные последствия законопроекта, участники рынка сходятся во мнении, что издержки отрасли продолжат расти, конкуренция — снижаться, а концентрация спроса на стороне крупнейших агрегаторов — усиливаться. Как отмечает Белов, любое адаптирование бизнеса под новые требования ведёт к расходам, которые в конечном итоге отражаются на стоимости поездок.
При этом представители сообщества подчёркивают, что отрасль готова участвовать в разработке решений, но диалог с регуляторами остаётся ограниченным. По словам Белова, профессиональные объединения направляли письма в федеральные и региональные ведомства, однако отклика не получили. А обсуждения на площадках с участием бизнеса не проводятся.
В числе системных проблем он аккуратно указывает и ситуацию с отечественными производителями. По словам Белова, предприятия такси неоднократно предлагали обсудить адаптацию российских моделей под требования рынка перевозок — от характеристик салона до комплектаций. Однако от АвтоВАЗа ответа не последовало. При этом в отрасли подчёркивают, что автомобили, собираемые в России зарубежными брендами, часто оказываются более технологичными и конкурентоспособными по цене.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.