"Мы видим захват рынка": кто выйдет победителем в битве банков и маркетплейсов

Селлеры и потребители рискуют пострадать из-за спора банков и маркетплейсов
Автор фото: Anton Vierietin/Shutterstock/FOTODOM

Конфликт между банками и гигантами сферы e–commerce набирает обороты. Возможный запрет маркетплейсам устанавливать скидки при оплате картами дочерних банков может лишить покупателей выгоды, а сами платформы — новой аудитории.

Спустя месяц после первых заявлений о том, что ситуация, когда маркетплейс предлагает скидки за оплату товаров картами принадлежащего ему же банка, несправедлива по отношению к другим кредитным организациям, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина перешла к более решительным действиям.
В письме, адресованном министру экономического развития России Максиму Решетникову, она предложила запретить не только привязанные к способам оплаты скидки, но и продажу на маркетплейсах "продуктов дочерних банков", которые "имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка". Контролировать новеллы предлагается Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Глава комитета Госдумы по соцполитике Ярослав Нилов в свою очередь подготовил обращение в Минпромторг и Минэкономразвития, попросив высказать позицию по поводу возможного роста расходов потребителей после отмены скидок.
Не согласны с позицией ЦБ и отраслевые бизнес–сообщества. Руководители Союза интернет–торговли, Союза пользователей цифровых платформ "Цифровой мир", Регионального общественного центра интернет–технологий, Ассоциации представителей электронной торговли, Федерального общества сетевой торговли и Ассоциации участников рынка электронной коммерции попросили не запрещать программы лояльности, связанные со способом оплаты.
По их мнению, продавцы могут понести ущерб из–за попыток банков ограничить развитие цифровых платформ.

Проиграют все

Потеря инструмента скидок замедлит темпы роста клиентской базы для финтех–направления, считает аналитик ФГ "Финам" Магомед Магомедов. По его мнению, стимулирование способом оплаты — наиболее эффективная возможность приучить клиента совершать операции по карте, после чего тот уже начинает проводить транзакции вне маркетплейса.
Онлайн–площадки, по мнению Магомедова, могут придумать способы обхода регулирования — например, предоставлять сертификат на покупки в своей экосистеме при оформлении карты или ежемесячное начисление бонусов в зависимости от трат по карте.
Банки маркетплейсов выпускают карты
и на физических носителях
Банки маркетплейсов выпускают карты и на физических носителях
Автор: Ldprod/Shutterstock/FOTODOM
Для селлеров нововведения могут обернуться потерей привлекательности их товаров и, как следствие, снижением конверсии.Покупатели же утратят возможность приобретать товары по сниженным ценам. Потенциально это создаст предпосылки для перехода к прямым покупкам у брендов, считает доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Линда Рыжих.

Всё равно что полный запрет

Участники рынка онлайн–торговли считают предлагаемые меры избыточными.
В Wildberries подчёркивают, что запрет затрагивает исключительно скидки на средство платежа, которые не связаны с доходом продавца и не финансируются за его счёт. При этом площадка не вводит дополнительных комиссий, наценок или барьеров для других платёжных инструментов, которые могли бы расцениваться как недобросовестная практика.
"Инициатива о дополнительном надзоре со стороны ФАС и вовсе выглядит непонятной. Антимонопольная служба и так наделена всеми методами контроля за действиями крупных цифровых платформ. Очевидно, что мера направлена на двух участников, но не затрагивает, например, самого крупного в России и мире доминирующего эквайера — “Сбер”. Данный аспект остаётся без внимания со стороны Банка России", — подчеркнули там.
В компании считают запрет на дистрибуцию финансовых продуктов от банков, связанных с платформами, фактически равнозначным запрету на деятельность. Ведь их цель — удовлетворение запросов покупателей в средствах платежа и продавцов в финансировании и кредитах, которые зачастую игнорируются крупными банками.
При этом крупным банкам не запрещаются аналогичные практики в рамках собственных экосистем, а также не ограничиваются скидки при совместной продаже и предоставлении дополнительных услуг от партнёров.
"По сути Центральный банк оставляет платформам лишь один вариант — при развитии финансовых услуг на своих площадках обращаться к крупным банкам, часть из которых уже выступает их конкурентами на рынке цифровых платформ", — резюмируют в Wildberries.
Аудитория маркетплейсов привыкла к спецпредложениям по картам площадок, отмена такой опции скажется на количестве покупок, опасаются участники рынка. Можно допустить, что пользователи будут переключаться на сайты классического ретейла в поисках скидок. Сейчас у каждой площадки механизмы определения скидочных категорий свои.
"Базовый инструмент, объединяющий все платформы, — это промокоды, которые привязываются к праздникам, информационным поводам или дают скидку на первый заказ. При жёстких ограничениях эти промокоды перейдут со страниц маркетплейса в специальные разделы банковского приложения. Мы ожидаем появления таких промокодов не только на отдельные категории, но и адресных, от отдельных продавцов", — предполагает операционный директор маркетплейса цветов и подарков Flowwow Вера Моденова.

Не катастрофа

Юристы обращают внимание, что с точки зрения потребительского законодательства не допускается зависимость цены для покупателя от способов оплаты.
"В нынешней ситуации кажется, что данное правило не в полной мере соблюдается. Но в таком случае эту же логику можно использовать и для бонусов, которые предоставляют банки при использовании своих карт. Можно предположить, что эти бонусы фактически снижают цену для потребителя, являясь своего рода скидкой", — указывает управляющий партнёр ЮК "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский.
Однако, по его мнению, кардинальных изменений не произойдёт — волна активности банков, вероятнее всего, спадёт.
Основатель IT–интегратора AWG и платформы гибкой занятости SkillStaff Александр Хачиян, считает, что ограничение скидок через банки маркетплейсов для самих площадок не станет катастрофой — fintech для них сегодня далеко не единственный способ зарабатывать. А для покупателей последствия будут состоять не столько в исчезновении выгоды, сколько в её трансформации.
"Если запретят скидки через банковские продукты, маркетплейсы просто придумают новый способ: увеличивать кешбэк, продвигать подписки со встроенными привилегиями, расширенные гарантии, особые условия возврата и тому подобное. Ждать закрытия банков при маркетплейсах точно не стоит — их роль останется, даже если поменяется механика", — уверен он.
Эксперт подчёркивает, что цены на маркетплейсах держатся не на банковских акциях, а на их особой бизнес–модели: ИТ–льготах, работе с самозанятыми, пунктами выдачи заказов, сниженном уровне обязательных платежей. На цены влияют комиссии для продавцов, которые площадки регулярно повышают, а селлеры закладывают в стоимость товара. Даже если вмешается регулятор, цены не упадут, площадки найдут способ собрать деньги.
Мы видим, что идёт борьба за внутренний рынок: маркетплейсы и банки понимают, что выходов за пределы страны у них практически нет, поэтому развиваться нужно внутри неё, что тоже достаточно тяжело. В инициативах депутатов речь идёт о том, чтобы разрешить или запретить маркетплейсам иметь собственные банки. Ранее ни "Сбер", ни ВТБ особо не обращали внимания на банки маркетплейсов. Сейчас стало понятно, что из–за их развития другие игроки теряют некоторую долю пользователей. Люди оформляют кредиты в банках маркетплейсов, селлеры тоже пользуются их услугами. Государство всё активнее вмешивается в жизнь хозяйствующих субъектов. Новые нормы точно осложнят жизнь маркетплейсам. Вероятнее всего, им не дадут развиваться в направлении финансового сервиса. Существенных изменений для потребителей и селлеров не произойдёт, во всяком случае резко. Если площадкам запретят иметь собственные банки, они пойдут на коллаборации с уже существующими на рынке, и те смогут получить существенную долю от онлайн–площадок. А вот цены однозначно вырастут. Маркетплейсы долго инвестировали часть прибыли, чтобы приманивать покупателей. Чтобы те в том числе открывали счета в их банках. Если площадкам запретят давать потребителям бонусы за открытие счёта, это будет способствовать росту цен. Но он бы и так произошёл, правда, возможно, в более долгосрочной перспективе.
Иван Федяков
основатель аналитического агентства INFOline
Конфликт между ведущими банками и маркетплейсами представляет собой попытку передела рынка как банковских услуг, так и онлайн–торговли. Топ–10 банков России долго удерживали под контролем рынок банковских услуг, где конкурентная борьба происходила в виде несущественного изменения процентных ставок по вкладам и кредитам, а также в части бонусных программ для держателей карт. Но с развитием онлайн–торговли ситуация поменялась. Все понимают, что это рынок объёмом 11,2  трлн рублей, а основной двигатель торговли — скидки. Происходящее больше похоже на попытку ведущих банков устранить конкурентов с иного товарного рынка, на который их не пускают. Однако и маркетплейсы заняли такую позицию не просто так, а из–за невозможности конкурировать с инициаторами обращения в сегменте банковских услуг. Решение этого конфликта возможно путём заключения обоюдовыгодного соглашения, а не установления законодательных запретов. Запрет деятельности банков, принадлежащих маркетплейсам, выглядит незаконным и абсурдным. Такое действие будет являться проявлением недобросовестной конкуренции, поскольку сами по себе банки созданы законно, их деятельность лицензируется, а каких–либо существенных нарушений со стороны ЦБ РФ выявлено до настоящего момента не было.
Михаил Герман
советник юридической компании IMPRAVO
Самое главное последствие — рост цен, это коснётся всех. Сократится число покупок и количество селлеров на маркетплейсах. Одним будет невыгодно покупать, другим — продавать. Переток в офлайн вряд ли произойдёт, там цены намного выше. Скорее спрос пойдёт в другие интернет–магазины либо сократится число покупок в целом из–за опережающего роста цен над темпами роста доходов.
Анна Синявская
партнёр агентства M.A.Research, руководитель направления "Ретейл"
За 35–летнюю историю рыночных отношений в России классическая торговля оказалась значительно зарегулирована, в то время как маркетплейсы развиваются только последние 10 лет и сразу формируют для себя благоприятную законодательную систему. Пока условий для честной конкуренции нет, фактически мы видим захват рынка маркетплейсами. Они выходят в торговые центры, создавая свои выставочные и торговые залы, некоторые товары можно приобрести только там. Онлайн– и офлайн–торговля уже начинает идти по пути партнёрства. Но чтобы это сотрудничество было эффективным, важны равные условия с точки зрения государственного регулирования и налогообложения.
Олег Войцеховский
основатель и управляющий директор Российского совета торговых центров
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.