Доля российских перевозчиков на Северо-Западе — менее 15%, такие цифры на Транспортной неделе, которая в эти дни проходит в Москве, представил генеральный директор ООО "Транзит" Александр Чевелюк.
А в ближайшее время может стать ещё меньше, так как экс-партнёры всё чаще заявляют о желании вернуться на российский рынок.
“
"Надо учитывать тот факт, что иностранные компании, которые три года назад покинули российский рынок, смотрят сейчас на Россию как на потенциально возможный вариант для дальнейшего развития и роста своего бизнеса", — отметил он в своем выступлении.
Все российские порты на текущий момент — фидерные. Россия не имеет доступа к мировым хабам, продолжил он. Российские морские перевозчики перевозят грузы на судах меньшей вместимости, экс-партнёры же предлагают в своих океанских сервисах суда "гораздо больших размеров, что, соответственно, сказывается на более низкой себестоимости перевозки".
И как следствие, российский перевозчик лишён возможности конкуренции с транснациональными коллегами. У мировых линий другие условия, и они могут демпинговать ставки российских морских линий на ключевых направлениях, настаивает он.
“
"Возврат мировых морских перевозчиков на рынок России не оставляет шансов российским морским перевозчикам. Для того, чтобы избежать негативных последствий доля отечественных морских перевозчиков должна быть не менее 60%. Для этого государству необходимо создавать условия, в которых бизнесу было интересно инвестировать в капиталоёмкие активы", — продолжил он.
Ранее о планах по возврату на российский рынок заявлял французский контейнерный гигант CMA CGM. Судя по расписанию, возвращение должно было состояться уже в ноябре. Однако утром 17 ноября контейнеровоз North проследовал другим маршрутом: в Таллин, после из него в финскую Котку и, не заходя в Петербург, ушёл в немецкий Бремерхафен.
Между тем, Александр Чевелюк предлагает ввести дифференцированное портовое ценообразование. Российские судовладельцы должны, по мнению бизнесмена, оплачивать портовые услуги по льготным тарифам, а тарифы для перевозчиков из недружественных стран должны быть повышенными.
Однако наиболее эффективной мерой бизнесмен называет введение приоритета на железнодорожной сети. Он должен быть у контейнеров, которые в российский порт доставили на российском судне. Александр Чевелюк уверен, заказы от госкомпаний и структур с госучастием должны получать российские морские перевозчики. И, главное, бизнес надеется на льготные кредиты от государства на приобретение или строительство контейнеровозов.
О дефиците контейнеровозов "ДП" уже рассказывали участники рынка. Между Петербургом и Калининградом запускают новую морскую линию. Но пока здесь только один контейнеровоз. Ещё один на чартерном рынке не найти. В перечне мер поддержки, которые предлагает Александр Чевелюк также субсидирование выпадающих доходов российских судовладельцев в случае значительного падения ставок фрахта на рынке.
“
"Меры защиты и поддержки — это не про ограничения, а про снижение рисков", — заключил он.
Российский бизнесмен предлагает для мировых перевозчиков, покинувших Россию в 2022-м, запретить выход на российский рынок сроком до семи лет. Новым мировым игрокам, вышедшим на российский рынок, предложено вносить суда, используемые для перевозок, в уставной капитал созданного юридического лица. Причём осуществлять мировые контейнерные перевозки иностранные компании, вернувшиеся в Россию, должны только в рамках зарегистрированных Росморречфлотом регулярных морских линий.

