Меркантильная стая: как кандидаты без опыта перегрели рынок IT

Подписка на сообщества для быстрого устройства в IT доходит до 150 тыс. рублей
Автор фото: Artem Avetisyan/ Shutterstock

Пока руководители компаний доверяют подбор персонала искусственному интеллекту и рекрутерам на аутсорсе, всё больше расчеловечивая процесс найма, рынок реагирует симметрично. Журналист "Топ–100" воспользовалась услугами сообщества, предлагающего "накрутку опыта", и едва не получила работу в индустрии IT, не имея абсолютно никаких навыков.

Стала волком, откликнулась на 170 вакансий, получила 60 отказов и из правдивого в резюме оставила только имя. В итоге ни конкуренция из начинающих IT–специалистов, ни отсутствие образования не помешали получить 21 приглашение на собеседования и пройти пару этапов. А говорят, пробиться на IT–рынок труда стало сложно.
Видимо, так думают те, кто не слышал про сообщество "Осознанная меркантильность". Ребята, называющие себя волками, создали IT–комьюнити, участникам которого обещают "показать оптимальный путь трудоустройства и дать инструменты для увеличения дохода в IT". Оптимальный путь кроется в добавлении фиктивного опыта работы в несуществующих компаниях и создании легенд о карьерных достижениях.
"Философия этого сообщества довольно двоякая. Его участники хотят всё и сразу — красиво жить, много зарабатывать, не начиная с низов. Согласна с тем, что на все позиции в IT очень большая конкуренция. Но эти самые волчары и порождают эту высокую конкуренцию огромным количеством неквалифицированных людей. Становится тяжело пробиться специалистам, которых не замечают из–за хороших, но фальшиво написанных резюме", — делится Софья Каменева, HR компании — разработчика в сфере блокчейна Rock’n’Block.
Часть статей сообщества можно почитать бесплатно, но для доступа к более ценной информации, например как при увольнении получить от компании три оклада, нужно оформить платную ежемесячную подписку на boosty. Стоимость подписки начинается от 200 рублей и доходит до 150 тыс.
За эти деньги можно получить "3 часа Антона Назарова" — основатель сообщества подробно разберёт ваш вопрос, запишет с вами подкаст или видео, а также может провести корпоратив. Мы остановились на тарифе "Волчок" — корпоратив нам не устроят, но про уловки рекрутеров рассказать обещают.

Оффер превыше репутации

Участникам сообщества доступны записи собеседований с рекрутерами различных компаний, ими делятся сами кандидаты. Антон Назаров готов заплатить 5 тыс. рублей за одно слитое видео. От волков требуется только запись с качественной картинкой и звуком, а монтаж в ОМ берут на себя. В сообществе обещают заблюрить лицо и персональные данные кандидата, оставив только интервьюера. Благодаря слитым собеседованиям волки могут подготовиться к заданиям, которые их ждут, узнать вопросы рекрутеров и их уловки. В результате вторым приходится увеличивать этапы отбора и внедрять более глубокий скрининг.
"Мы ужесточили проверку кандидатов в ответ на эту проблему. Теперь мы всегда запрашиваем рекомендации, даже если кандидат нам изначально симпатичен и мы уверены в нём. Практика показывает, что и за хорошими специалистами, на первый взгляд, могут скрываться недобросовестные люди", — делится Софья Каменева.
С этической точки зрения скрытая запись, особенно с последующей публикацией, — это сомнительная практика, которая нарушает принципы взаимного уважения и конфиденциальности. Однако, как говорят эксперты, это может быть связано с непрофессионализмом некоторых рекрутеров: грубое общение, невыполнение обещаний, отказы называть зарплатную вилку. Компаниям стоит повышать культуру процессов найма. Тогда и у соискателей не возникнет желания прибегать к таким методам самозащиты, как запись собеседований.

Работодатель — жена, ОМ — любовница

В сообществе "ОМ" утверждают, что требования работодателей к опыту часто завышены. Поэтому любым специалистам, особенно начинающим, сложно пробиться на IT–рынке — большинство резюме отсеивается автоматическими системами отбора (ATS) из–за формальных несоответствий. Чтобы повысить шанс приглашения на собеседование, в "Осознанной меркантильности" советуют "улучшать" резюме.
Всё начинается с создания "легенды": где и кем работал кандидат, какие задачи выполнял и почему ушёл. В результате получается реалистичная история, в которой в разных пропорциях (в зависимости от конкретной ситуации) сочетаются правда и вымысел. При подготовке резюме рекомендуют избегать упоминания даты рождения и года выпуска из университета, как минимум для того, чтобы молодые люди 20 лет не смутили систему пятилетним стажем работы в IT.
Также в сообществе рекомендуют не упоминать о прохождении краткосрочных курсов по программированию на известных онлайн–платформах (они не котируются среди рекрутеров) и частую смену работы. Зато можно указывать фиктивные компании с нейтральными названиями. Чтобы избежать лишних вопросов, важно подчеркнуть, что работа велась удалённо или в распределённой команде. Публичные посты в соцсетях о поиске вакансий лучше скрыть, а Telegram или Instagram (признана экстремистской организацией в РФ) не привязывать к реальному имени, чтобы минимизировать риски проверки. Видимо, поэтому большинство волков состоят в сообществе с пустых аккаунтов.
"Работодатель — жена, а ОМ — любовница. Одна не должна ничего знать о существовании другой, а вот вторая вполне себе может", — рассуждает один из участников сообщества.
Перед собеседованием остаётся проверить, нет ли среди других кандидатов на платформах поиска работы точно такой же истории, и убедиться, что старая версия резюме не осталась в открытых базах данных. С этим пунктом справляются далеко не все.
"Ежедневно вижу однотипные резюме и сопроводительные письма, даже разделы “о себе” написаны идентично. Писать резюме по шаблону из интернета нормально, главное — видоизменять его под себя", — добавляет Софья Каменева.
Создание убедительной истории помогает обходить формальные барьеры, однако может повлиять на профессиональную репутацию в долгосрочной перспективе. Но для многих это единственный способ прорваться в конкурентную IT–сферу.
"Если после трудоустройства выясняется, что работник представил подложные документы, например фальшивый диплом, справку о стаже или поддельную трудовую книжку, — работодатель вправе расторгнуть трудовой договор", — делится Тамрин Дарбаков, младший партнёр Uppercase Legal и руководитель офиса на Маврикии.
Однако само резюме не относится к официальным документам, поэтому накрутка в нём опыта или навыков не является административным или уголовным правонарушением.

Тренд на многоработничество

В IT–сообществе становится заметным тренд с использованием схемы, известной как shadow mode (англ. "режим тени"). Это способ приумножения дохода, при котором один опытный разработчик официально устраивается в компанию, но всю работу тайно перепоручает нанятому им же джуниору или мидлу. Фактический исполнитель получает часть оклада "наставника", а тот, оставаясь формальным сотрудником, освобождается от основной нагрузки, лишь изредка появляясь на онлайн–собраниях. Вся схема держится на риске и абсолютном доверии, ведь сеньор вынужден передать своему «теневому» помощнику все ключи доступа к корпоративным системам.
"В проекте, где я работал по шедоумод, было четыре опытных сеньора, трое из них были из ОМ. Так что они знали про мою с наставником схему, но это отдельный случай", — делится один из волков.
Однако у этой медали есть и обратная сторона. Работа менее опытного специалиста может не соответствовать ожиданиям от сеньора, что в итоге вредит и продукту, и репутации наставника. Однако гораздо серьёзнее — юридические последствия. "Если нарушение было связано с распространением персональных данных или с использованием сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, то оно может и вовсе повлечь как административную, так и уголовную ответственность", — делится Дмитрий Валуев, юрист адвокатского бюро "Гуцу, Жуковский и партнёры".
В связи с этим работодателям стоит усилить контроль. Эксперты рекомендуют закреплять в трудовом договоре и других документах обязательство о личном выполнении работы, внедрять системы управления задачами и ролями с детальными журналами действий, а также закреплять положения о проведении аттестации работников. Это позволит отслеживать реальную активность сотрудников и оперативно выявлять несоответствие между заявленной квалификацией и фактическими результатами работы.

Чёрный рекрутинг

Сообщество "Осознанная меркантильность" недавно ввело дополнительную услугу для рекрутеров, которую в будущем тоже планирует монетизировать. Последним предоставляются резюме, искусственно "прокачанные" под актуальные рыночные требования. Для рекрутера это возможность закрывать вакансии с минимальными усилиями. Предусмотрена даже система гарантий качества" — со стороны волков за кандидатом закрепляется ментор, сопровождающий его в течение испытательного срока, в конце которого получает вознаграждение. В итоге работодатель, конечно, может заметить, что после 3 месяцев работы новый IT–специалист резко поглупел, но уволить его уже не так просто.
Однако эксперты, опрошенные "ДП", предупреждают о высоких рисках такой модели. Каждая ошибка найма, а наём неподготовленного кандидата почти гарантированно ею станет, обходится компании минимум в 500 тыс. рублей, а репутационные издержки могут быть ещё выше.
Тамрин Дарбаков добавляет, что подобная практика сознательного искажения данных кандидатов приравнивается к нелегальному найму и воспринимается как недобросовестная предпринимательская деятельность. Компаниям это грозит потерей клиентов и доступа к корпоративным заказам, а рекрутерам — административными штрафами и полной утратой профессиональной репутации.

В волчьей шкуре

Феномен волков активно обсуждается среди рекрутеров. В локальных сетях нетворкинга HR–специалисты делятся советами, как вычислить участников сообщества и оградить от них компанию. Также периодически для рекрутеров проходят митапы, где проблемы с ложью в резюме и слитыми собеседованиями удостаиваются основной повестки. Я решила проверить, насколько действенны советы "Осознанной меркантильности", и оценить, как эффективно рекрутеры держат оборону.
Создала новое резюме, оформила его по всем волчьим канонам и стала DevOps–инженером, что бы это ни значило. Из 170 откликов порядка 89 компаний даже не рассмотрели мою кандидатуру, а 60 — поблагодарили за интерес и вежливо отказали. Несмотря на то что каждый второй работодатель даже не ознакомился с моим семилетним опытом в программировании, без работы я не осталась.
Практически каждый рекрутер, пригласивший на онлайн–собеседование, первым делом попросил пройти тестовое задание. На мне этот метод отсеивания любителей лгать в резюме сработал, и от предложения за сутки "написать калькулятор" я отказалась.
Продолжить эксперимент удалось благодаря двум компаниям, которые предпочли не начинать с технического этапа. С одним рекрутером в течение 2 дней мы беседовали о моих практических достижениях. Скооперировавшись с DeepSeek, я отвечала на вопросы и даже смогла пройти на следующий этап — снова калькулятор. Другая компания продолжает звать меня на очное собеседование, но я не спешу.
Стоит отметить, что гайды от "Осознанной меркантильности" работают. Не каждому реальному специалисту удаётся дойти даже до интервью.
С помощью советов сообщества удалось замаскировать полное отсутствие навыков так, что 21 компания сочла меня достойным собеседования кандидатом. Старания рекрутеров тоже видны — абсолютное большинство отделались от меня предложением продемонстрировать навыки. Впрочем, это тоже можно сделать с помощью нейросетей.
Несмотря на кажущуюся эффективность методик "Осознанной меркантильности", финал для недобросовестного кандидата почти всегда предсказуем: увольнение, потеря репутации и внесение в чёрные списки.
"Обман при трудоустройстве становится чёрной меткой в довольно узком кругу отраслевых кадровиков. Практика показывает, что увольнение за предоставление подложных документов, например дипломов, или за решающую для найма ложь считается законным и обоснованным. Вскрытие правды даже после нескольких лет работы может привести к увольнению за грубый проступок без каких–либо выплат", — комментируют эксперты рынка.
Уже немало рекрутеров и руководителей успели познакомиться с философией сообщества на личном опыте и даже готовы ответить на вызов. Прогремевшая в августе история с уволенным за связь с "Осознанной меркантильностью" сотрудником Rutube — тому подтверждение.
Волки, стремящиеся взломать систему, сами спровоцировали ужесточение правил игры. Службы безопасности стали более тщательно верифицировать цифровой след кандидатов, рекрутеры увеличили этапы собеседований, а запрос рекомендательных писем стал стандартной процедурой даже для перспективных соискателей. Охота действительно началась, но волки в ней уже не хищники, а добыча.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.