Петербуржцы всё реже стали посещать рестораны, расположенные в центре города. Спрос смещается в заведения у дома.
Рестораторы всё активнее открывают точки в спальных районах Петербурга, рассчитывая на хороший трафик и привлекая посетителей атмосферой загородного ресторана, дачной тематикой или качественной кухней у дома. Ещё недавно понятие "ресторанный поход" для жителя спального района ассоциировалось с поездкой в центр, но за последнее время ситуация кардинально изменилась.
Где открываются новые рестораны
За последние несколько месяцев в городе открылось сразу несколько заведений в спальных районах Петербурга. Ресторан "Машараби" от команды Ginza Project появился рядом с метро "Академическая", на проспекте Науки. Он предлагает блюда Грузии и Восточного Средиземноморья — Греции и Турции. Несколько лет назад Ginza Project открыла ресторан "Веранда" тоже на севере города, недалеко от станции метро "Лесная".
В октябре на проспекте Просвещения заработал панорамный ресторан "Луч", который открыли в здании нового отеля Svet. Создатели ресторана отмечают, что выбрали эту локацию, понимая, что здесь можно предложить более высокое качество, другой подход, атмосферу. Эта ниша сейчас свободна, конкуренция здесь отсутствует.
"Для аудитории это определённый комфорт, ведь можно получить хорошую кухню и достойный сервис рядом с домом, не затрачивая время на дорогу и платную парковку", — говорят создатели ресторана.
В пресс–службе сети "Теремок" также отмечают, что в спальных районах Петербурга общепит действительно развивается быстрыми темпами. В новых жилых кварталах формируется устойчивая инфраструктура локальных заведений — пекарен, кофеен, небольших кафе и ресторанов. Некоторые из них открываются местными предпринимателями ещё на этапе заселения, когда аренда ниже. Позже на рынок приходят федеральные и региональные сети, видя стабильный поток жителей.
"При этом качественные помещения в жилых домах становятся всё более дефицитным ресурсом, а арендные ставки в спальных районах уже не всегда ниже, чем в центре, — уточняют в “Теремке”. — Вместе с этим операторы сталкиваются с ограничениями — невысокие потолки, недостаточные мощности, отсутствие производственной канализации и вентиляции, сложные согласования с жильцами и ТСЖ".
Поэтому спрос смещается в сторону небольших торговых центров в шаговой доступности, которые становятся центрами притяжения районов. На фоне этих изменений "Теремок" тестирует в Петербурге новую модель ресторанов шаговой доступности. Это компактные точки площадью 80–120 м² с количеством посадочных мест до 30 и акцентом на формат "с собой". Они требуют меньших инвестиций — вложения сокращаются примерно на 30%, а срок выхода на окупаемость становится короче. Первый ресторан откроется в ТК "Шоколад" к концу 2025 года, а в 2026–м планируются ещё пять.
“
"Мы видим, что всё больше горожан предпочитают качественную еду рядом с домом. Современный гость не хочет тратить время на поездки и готовку, он выбирает удобство и понятный формат. Поэтому рестораны у дома становятся логичным продолжением городской инфраструктуры", — добавляют в "Теремке".
"Дача" в городе
Ещё одно направление современного ресторанного рынка в Петербурге — это открытие так называемых garden bistro и загородных ресторанов в неочевидных локациях. В таком формате в Петербурге работает заведение Villa Madelina, которое открылось недалеко от станции метро "Фрунзенская" в этом году.
Другой ресторан, "Огородники", был открыт в отреставрированной усадьбе 1911 года на Институтском проспекте. В меню здесь представили гастрономию регионов России, а "дачную" тематику поддерживают различными мероприятиями и чаепитиями.
Другие проекты открываются в спальных локациях и привлекают посетителей за счёт выстраивания своего комьюнити, проводя камерные мероприятия, кинопросмотры и вечера с настольными играми. Например, в таком формате на Чёрной речке работает кафе Ohaüs.
Сколько стоит аренда
В центральных районах Северной столицы стало откровенно тесно. Высокая конкуренция привела к смещению направления развития в сторону спальных районов. Это подтверждают и эксперты рынка. Для современного жителя мегаполиса всё более актуальна история шаговой доступности. Если раньше это отмечалось в сегменте ретейла, то теперь всё больше распространяется и на другие сферы.
Директор федеральной компании "Этажи" в Петербурге Юрий Изосимов отмечает, что спальные районы Петербурга перестали быть "гастрономическими пустырями". На них приходится от 25 до 40% всех открытий ресторанов и кафе последние несколько лет. Активнее всего новые точки открываются в Приморском, Выборгском и Фрунзенском районах.
Более доступная стоимость аренды и близость целевого потребителя — это главные факторы роста популярности спальных районов среди рестораторов.
“
"Ставки аренды в качественных торговых галереях в спальных районах Петербурга в среднем составляют 1800–3500 руб. / м2 в месяц. Для сравнения: в историческом центре — от 4 500 до 8 тыс. руб. / м2 в месяц, а на пеших локациях (например, на Невском проспекте) могут превышать 12 тыс. руб. / м2 в месяц. Если говорить про эффективные модели выстраивания ресторанного бизнеса, то средний срок окупаемости ресторана среднего ценового сегмента в спальном районе составляет 1,5–2,5 года. В центре этот показатель увеличивается до 3–4 лет и более из–за высокой арендной нагрузки и конкуренции", — говорит Изосимов.
Для ресторанных холдингов экспансия в спальные районы — это логичная стратегия роста в условиях тяги конечного потребителя к шаговой доступности всего необходимого для комфортной жизни. Мало того, в новых районах девелоперы изначально в концепции своих ЖК предусматривали площади под подобные заведения, что упрощает экспансию.
По данным компании "Этажи", плотность ресторанов в центре Петербурга превышает 50 заведений на 1 км2, в то время как в спальных районах — 10–15 на 1 км2. Выходные в заведениях у дома на 15–20% более предсказуемы и стабильны, чем в центре, где есть сильная зависимость от туристического потока, который имеет сезонный характер.
Основатель и руководитель компании Gastro Norma Данил Герасимиди отмечает, что потребительское поведение тоже поменялось. И рестораторы это, конечно, учитывают. Если раньше гость "бегал" за рестораном и кафе, то сейчас ситуация обратная — рестораны и кафе открываются там, где это удобно гостю.
"Потребители всё больше хотят получать отличный сервис и хорошее предложение ближе к дому. Сервисы доставки, ретейл уже давно работают так же. Ресторанные сети, которые работают на широкий сегмент аудитории, открываются в спальных районах и продолжают эту динамику", — говорит эксперт.
По словам Данила Герасимиди, такая же тенденция наблюдается и в других крупных городах страны. А в Москве и вовсе есть сети, которые функционируют в закрытых жилых комплексах, ориентируясь только на их жителей, и выживают на этом трафике.

