Здание находилось в частных руках с 2019 года, однако демонтаж смогли начать только сейчас.
“
"Причина — лазейка в законе, которая долгое время позволяла "замораживать" проекты в Петербурге. ВНИИБ был одним из ярких примеров подобного вмешательства активистов. Сейчас работы ведутся в строгом соответствии с законом и на основании полного комплекта необходимых в данном случае документов", — утверждают представители компании-застройщика.
При этом, здание ВНИИБ не имеет и никогда не имел статуса объекта культурного наследия. Само здание и земельный участок принадлежат специализированному застройщику "2-й Муринский". Однако, по инициативе группы активистов, КГИОП неоднократно рассматривал объект на предмет историко-культурной ценности. Также проводилась судебная экспертиза. По итогу архитектурной или исторической ценности не обнаружено.
“
"Комиссия согласилась с тем, что вопрос отсутствия у этого объекта архитектурной, научной, градостроительной, мемориальной и иной ценности, позволяющей включить его в реестр в качестве объекта культурного наследия, уже ранее исследован в полном объёме, в том числе в совокупности с элементами благоустройства", — сказано в сообщении на сайте КГИОП.
Несмотря на официальные документы от КГИОП, строительство в исторических районах Петербурга всегда сопровождалось разного рода сложностями, однако в последние годы вложения в развитие таких территорий характеризуются всё большей непредсказуемостью, отмечает ряд девелоперов. Подобная ситуация предполагает дополнительные финансовые и имиджевые риски, что сокращает количество потенциальных инвесторов, готовых работать в этих локациях.
От запроса до запроса
Речь про файл, содержащий список построек, которые комитет должен проверить на обладание ими признаков объекта культурного наследия (ОКН). На процедуру отводится 90 дней — и всё это время какие-либо работы на данном объекте запрещены. Ограничений по количеству заявок или срокам их подачи нет. Как заметили опрошенные "ДП" девелоперы, возможность бесконечно отправлять в КГИОП просьбы включить то или иное здание в этот список позволяет парализовать развитие любого проекта. Причём даже если проверка уже была произведена и принято решение об отказе внесения объекта в перечень выявленных ОКН.
Так, например, случилось со зданием, расположенным на 2-м Муринском проспекте под номером 49а. В 2019 и 2020 годах активисты подали две заявки на включение строения бывшего Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ) в список выявленных объектов культурного наследия, обладающего признаками ОКН.
Получив отказы, градозащитники пошли в суды: принятые судебные акты подтвердили законность распоряжения КГИОП, изданного ещё в августе 2019 года. Наконец, авторы третьей заявки добились через суд, чтобы комитет назначил новое рассмотрение вопроса. Оно состоялось в мае 2025-го. Однако результат остался тем же: отказ во включении здания ВНИИБ в перечень выявленных ОКН .
Но история на этом не завершилась. В июне 2025 года комиссия по установлению историко-культурной ценности провела уже шестое рассмотрение в связи с поступлением новых заявок по данному объекту. Последнее размещённое на сайте распоряжение КГИОП об отказе во включении этого здания в список датируется 17 сентября 2025 года. И только сейчас застройщик со всеми разрешениями смог приступить к демонтажу.
Не только ЖК, но и Дом детского творчества
Само здание ВНИИБ и участок земли, на котором оно расположено, принадлежит ООО "Специализированный застройщик "2-й Муринский"", которое входит в федеральную группу компаний ФСК. Застройщик получил разрешение построить клубный дом бизнес-класса площадью 29 тыс. м2, которое было продлено до конца 2027 года.
Проектом предусмотрено 230 квартир, что, по оценке экспертов, не создаст дополнительную нагрузку на местную социальную инфраструктуру. К слову, на текущий момент девелопер уже потратил порядка 60 млн рублей на закупку оборудования и ремонт соседних медицинских учреждений. Общие расходы компании на ремонт местного стадиона и благоустройство района составят около 130 млн рублей.
По договорённости с администрацией Выборгского района застройщик в рамках своего проекта возведёт и передаст местным властям помещения для открытия дома детского творчества "Юность".
Противники новой застройки
Среди активистов, выступающих против нового строительства на участке, в СМИ чаще всего упоминаются участники общественных движений "Площадь мужества" и "Живой город". Организации инициируют обращения в КГИОП, прокуратуру и суды с требованиями проверить объект на обладание признаками ОКН.
То есть, даже после получения застройщиками всех официальных разрешений и неоднократных отрицательных заключений экспертиз, не прекращаются обращения в комитет. Таким образом "замораживаются" проекты на месяцы или даже годы, говорят в строительном сообществе.
Периодически активисты используют и другие методы. Так, в апреле 2024 года когда около здания ВНИИБ потребовались ремонтные работы — группа активистов препятствовала их проведению, вследствие чего бригаде "Водоканала" пришлось вызвать полицию.
“
"Группа активных жителей, выступающая против сноса здания, препятствовала проведению ремонта: фургон был заблокирован личным транспортом, нанесен ущерб имуществу. Помимо прочего, "активисты", не стесняясь в выражениях, оскорбляли специалистов бригады предприятия", — пишет компания в своём Телеграм-канале.
В ситуации с ВНИИБ новые заявки блокируют работу владельца объекта с 2019 года. Они продолжают поступать. При этом комитету нужно время, чтобы подготовить ответ на каждое обращение. В данном случае это отказы: за прошедшие годы новых документально подтверждённых сведений, которые могли бы стать основанием для включения объекта в реестр в качестве памятника истории и культуры, не выявлено. К такому выводу пришла комиссия по установлению историко-культурной ценности в мае 2025 года.
В июне текущего года КГИОП разработал проект поправок в городские законодательные акты. По замыслу авторов документа, следует запретить повторные подачи заявок по одному зданию, если в нём ничего не изменилось после отказа включить в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.
На момент подготовки этого материала редакция не получила подтверждения, что проект поправок внесли на рассмотрение в ЗакС Петербурга.
Самые громкие голоса
Громче всех, можно услышать тех, кто борется не за наследие Петербурга, а занимается политикой и пиаром, считает президент группы RBI Эдуард Тиктинский,
“
"Здание стоит, ветшает и разрушается годами, и никого это не волнует, но как только появляется инвестор, готовый взяться за реконструкцию, тут же оказывается, что ничего трогать нельзя и настолько это здание ценное, что пусть лучше оно и дальше разрушается", — поделился девелопер своим мнением с "Коммерсантом".
Похожую оценку ситуации в комментариях интернет-проекту ASN-info даёт и девелопер Виталий Никифоровский:
“
"Посмотрите на здания Конюшенного ведомства или здание на Большой Пушкарской, 7 (так называемый дом Басевича), или на пустырь на улице Сытнинской, 9–11. Пройдите по объектам, которые они так яростно защищают. И ничего, кроме разрухи и запустения, вы там не увидите".
При этом Никифоровский обратил внимание на похоже избирательный подход градозащитников: за какие-то объекты они готовы бороться, не жалея сил, а какие-то словно и не замечают в упор.
Эксперты отмечают, что сегодня наметилась негативная тенденция — у девелоперов всё меньше желания брать на себя риски работы в Петербурге, когда проект, даже полностью согласованный, может быть остановлен без доказанных обоснований. И, по мнению застройщиков, сложившийся тренд возможно переломить лишь в диалоге с чиновниками, ответственными за развитие города

