Ввоз застрявших товаров на границе с Казахстаном предложили ускорить за допплату

Автор фото: ТАСС

Коллапс на российско–казахстанской границе продолжается. Предпринимателям предлагают ускорить ввоз застрявших товаров за дополнительную плату.

Как стало известно "ДП", некоторым предпринимателям, в том числе петербургским, чьи грузы стоят в гигантской пробке в Самарской области, стали приходить письма от посредников. В них предлагается ввезти товары до 10 декабря, но с наценкой $2,5–3 за 1 кг к текущей цене по накладной, а на категорию обуви — плюс $3,5–4 за 1 кг. Это касается товаров, которые ввозились по так называемой "схеме карго".
Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко пояснила "ДП", что карго — это серая схема поставки. Товар ввозится по документам, где указываются несоответствующие характеристики. Это позволяло обойти таможенные пошлины и НДС, что снижало конечную стоимость товара. Сейчас у государства есть возможность контролировать подобные ситуации. В частности, маркетплейсы обмениваются с таможней информацией о поставщиках и крупных продавцах, работающих на площадках.
"Схемы карго быстро выясняются, становятся рискованными. Поэтому лучше возить товар по–белому. Возникшая наценка — это разница между серой и белой схемами доставки. Последняя предполагает растаможивание и прохождение всех необходимых процедур, и это стоит дороже. Риски при этом для предпринимателя кратно снижаются. Но это же происходит с маржинальностью, ведь любая серая схема намного более маржинальна, чем белая", — констатировала эксперт.
Предприниматель Руслан Брилевский, занимающийся торговлей через маркетплейсы, рассказал "ДП", что его компания ждёт зимнюю коллекцию обуви.
"Обычно она в конце августа начинает приезжать. Но в этот раз её до сих пор нет и неизвестно, будет ли. Есть риск, что вообще не привезут. А от какой–то части товара мы сами отказываемся", — поделился он.
Директор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин отметил, что в случае с IT– и телеком–оборудованием ситуация относительно стабильна. Однако у тех, кто повёз грузы через Казахстан, сроки сдвигаются, деньги оказываются заморожены, оборот страдает. Для отрасли это некритично, хотя и неприятно.
"Сложнее тем, кто работает с крупногабаритными и дорогими поставками. Там переоформление документов и поиск альтернативных маршрутов занимают время и увеличивают издержки. Рынок мелкой электроники гибче: она легче перестраивается под новые схемы, есть возможности возить напрямую или через крупных китайских торговых партнёров", — пояснил эксперт.
Заведующая кафедрой таможенного администрирования Президентской академии в Санкт–Петербурге Анастасия Гетман считает, что причиной коллапса можно назвать русскую надежду на авось.
"Все понимают, что импортные товары между государствами ЕАЭС должны перемещаться свободно при условии, что они прошли таможенное оформление по единым правилам. Причина коллапса не в ужесточении проверок, а в нежелании следовать официальным правилам", — прокомментировала она.
Её коллега, заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге Александр Дмитриев подтверждает — исходно проблема заключалась в том, что недобросовестные предприниматели пытались провезти серый импорт в обход санкций.
"Были усилены меры контроля со стороны таможенных органов. Но в тяжёлом положении оказались те участники ВЭД, у кого с документами всё в порядке. Их сдерживали те, кто выжидал в надежде на упрощение таможенного контроля. Ведь изменить порядок электронной очереди было нельзя", — отметил он.
Александр Дмитриев указал, что сейчас ситуация нормализуется. Но предприниматели, которые долго ожидали свой товар, оказались в невыгодном положении. Обычно в конце года все хотят завезти сезонный ассортимент с коротким периодом спроса. Если сорвать сроки поставок, он уже не будет нужен потребителям.
Ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов пояснил, что, пока груз находится на границе, компания вряд ли сможет его забрать. Если он был застрахован, можно пытаться получить страховое возмещение, а если только находится на пути к указанным границам — попробовать перенаправить через другие пограничные пункты пропуска, которые не столь загружены. Но это потребует дополнительных расходов.
"Особенно трудно пересекать границу стали товары двойного назначения. Это происходит из–за ужесточения внешних ограничений, желания производителей этих товаров избежать международных санкций. Также на сроки доставки повлияли праздники в Китае, когда пункты пропуска были закрыты", — отметил эксперт.
По оценке профессора СПбГЭУ Андрея Алексеева, ситуация с пробками на казахстанской границе — не системный кризис, а типичный ситуационный эпизод, который в рамках ЕАЭС повторяется регулярно.
"Это инструмент политико–экономического диалога, а не структурная проблема логистики. Такие остановки фур происходили десятки раз за последние годы — в одну и в другую сторону. На общий рынок это почти не влияет", — считает эксперт.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.