Котировки российских акций в последние дни удивляют резкими движениями. Причём скачут не отдельные бумаги и не рынок в целом. Наблюдается чёткая отраслевая специфика. Например, в среду на этой неделе на 5–17% подскочили акции энергетических компаний, которые до этого несколько дней падали из–за слухов, что их обяжут направлять прибыль вместо дивидендов на инвестиции.
Выяснилось, что Минэнерго РФ не планирует закреплять в законодательстве такое правило. Об этом заявил журналистам замминистра энергетики Евгений Грабчак. По его словам, подобные решения будут приниматься точечно и только в отношении компаний, подконтрольных государству.
Во вторник обрушились котировки медицинских компаний — в Госдуме зреет план сократить для них льготу по налогу на прибыль. А в понедельник отскочили наверх цены акций IT–компаний. Подоспела новость о возможном введении субсидий для покупателей российского программного обеспечения.
Однако отскок был не очень сильным на фоне предшествовавшего ему падения, вызванного ожиданиями роста тарифов на страховые взносы для представителей этой отрасли с 7,6 до 15%, а также отмены льготы по НДС на покупку ПО из отечественного реестра.
Желание закрыть какие–то государственные потребности, пошарив в карманах у бизнеса, возникает у депутатов и чиновников регулярно. Так что подобные слухи возникают, очевидно, не на пустом месте. Тем более что иногда они подтверждаются. А инвестор — существо пугливое. При малейшей угрозе для дивидендов или финансовых показателей компании спешит избавиться от её акций.
Читайте также:
Биржа
Российский фондовый рынок перешёл к падению
Иногда и мажоритарные акционеры компаний демонстрируют желание избавиться от мелких инвесторов. Далеко ходить не надо — акции девелопера ПИК за месяц подешевели на треть в связи с планами руководства провести обратный сплит акций в 100 раз, то есть объединить 100 акций в одну. Кроме того, компания собирается отменить выплаты дивидендов на неопределённый срок. По рынку поползли слухи, что ПИК в будущем проведёт делистинг своих акций с биржи и превратится в непубличное общество.
Так что иногда и собственники эмитентов ценных бумаг ради каких–то сиюминутных задач пренебрегают перспективами развития. То есть из двух зайцев выбирают того, что поближе. Это понятно. Непонятно другое: как в таких условиях достигать поставленной президентом РФ задачи удвоить отношение капитализации фондового рынка к ВВП к 2030 году?