В Петербурге Совет по сохранению культурного наследия при правительстве города одобрил концепцию восстановления Музыкального вокзала в Павловске, сообщили в КГИОП.
На месте вокзала откроют зрительный зал на 800 мест.
КГИОП сообщил о подписании соглашения о восстановлении Музыкального вокзала в Павловске между ОАО "РЖД", Минкультуры России и ГМЗ "Павловск".
Помимо реконструкции вокзала проект предполагает обновление исторического планировочного решения южной части ландшафтного района Большая Звезда, реставрацию Вокзального пруда и фонтанов. Будет детально проработан внешний облик фасадов Музыкального вокзала в точном соответствии с историческими материалами.
“
"Также было предложено предусмотреть создание на территории Музыкального вокзала мемориальной зоны, напоминающей об утраченной функции железнодорожной станции. Железнодорожные пути по территории Павловского парка проходить не будут", — добавили в КГИОП.
Вокзал был возведён в 1838 году на конечной станции первой в России пассажирской железной дороги, открытой в 1837 году. Вокзал служил местом отдыха и развлечения пассажиров по аналогии с лондонским "воксхоллом". В этом месте выступали Иоганн Штраус, Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Прокофьев, что послужило поводом для появления неофициального названия этого места — "первая русская филармония". Музыкальный вокзал был утрачен во время Великой Отечественной войны.

Реконструкция объекта предполагает постройку зрительного зала на 800 мест. При разработке проекта учитываются пожелания администрации Мариинского театра. Работы на объекте будут начаты в 2027 году.
Министерство культуры РФ и РЖД договорились восстановить совместными силами Музыкальный вокзал в Павловске в июне 2025 года. Соглашение о проекте подписали на ПМЭФ-2025. Как сообщили в пресс-службе РЖД, свои подписи под документом поставили глава компании Олег Белозёров и министр культуры РФ Ольга Любимова. Стороны будут вместе работать над концепцией возрождения уникального объекта культурного наследия. Предполагается обмен архивными материалами и проведение совместных экспертных советов.
Чуть позже ОАО "РЖД" представило экспозицию, посвящённую архитектуре и воссозданию павловского Музыкального вокзала. Как уточнили в пресс-службе РЖД, её презентация состоялась в преддверии XXV ежегодного праздника цветочного и ландшафтного искусства "Императорский букет". Выставка получила название "Музыкальная шкатулка: воссоздание Павловского вокзала".
Основным акционером первой российской железной дороги выступил граф Бобринский, вложивший в строительство 250 тыс. рублей (почти 350 млн). Алексей был внуком императрицы Екатерины II. Его отец Алексей Бобринский, был сыном от связи Екатерины II и Григория Орлова. О том, при каких обстоятельствах в Петербурге появился первый музыкальный вокзал, читайте в материале "Делового Петербурга".