Какие утраченные доминанты в Северной столице важно воссоздать, почему это нужно городу и как это влияет на развитие туризма, "ДП" рассказала секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Анна Хмелёва.
Готовы ли сегодня инвесторы работать с памятниками архитектуры?
— Каждый объект культурного наследия — это отдельная история и свой бюджет. Конечно, если говорить о восстановлении и воссоздании таких объектов, инвесторов может останавливать масштаб предстоящей работы: плотное взаимодействие с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, работа с архивами, подбор подходящих материалов и специалистов, которые смогут повторить шедевры мастеров прошлого, без вольных трактовок.
Ещё один важный вопрос для инвесторов — как они смогут в дальнейшем эксплуатировать ту или иную историческую постройку после реставрации. И здесь можно столкнуться с большим количеством ограничений. Особняком стоит воссоздание ранее утраченных храмов. Эта работа крайне сложная, скрупулёзная, требующая многочисленных согласований, а также постоянного взаимодействия с общественностью. При этом нет никаких льгот для тех, кто вкладывает средства в такое строительство, поэтому воссоздание церквей — скорее личная инициатива отдельно взятого инвестора и человека.

Секретарь попечительского совета Фонда СВОИК Анна Хмелёва
Что сегодня определяет успех проекта и скорость его реализации?
— Прежде всего — готовность к открытому диалогу и консолидация усилий архитекторов, меценатов, представителей власти. В идеале — когда каждый из участников понимает свою зону ответственности и ориентирован на общую цель, однако так бывает далеко не всегда.
В Петербурге много всемирно известных архитектурных достопримечательностей. Но без чего ещё сложно представить систему историко-культурных координат нашего города?
— Петербург построен на Неве, поэтому ряд важных точек на его карте сосредоточен именно вдоль реки. И мы учитываем это при выборе объектов для воссоздания и восстановления. Смольный собор, церковь Пресвятой Троицы в киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной, храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)" на проспекте Обуховской Обороны — всё это неотъемлемая часть петербургского архитектурного ландшафта. Ещё одну важную доминанту мы сейчас воссоздаём совместно с архитектурной мастерской Михаила Мамошина — это храм Благоверных Князей Бориса и Глеба на Синопской набережной.

Храм благоверных князей Бориса и Глеба на Синопской набережной
Возвращение Петербургу таких мест притяжения важно не только с историко-культурной точки зрения — это даёт новый импульс развитию всего города, делает всю местную инфраструктуру гораздо более привлекательной. Так, например, после появления Скорбященского храма проспект Обуховской Обороны в этой части в буквальном смысле преобразился, квартал заметно изменился и получил новое развитие: здесь отремонтировали улицы, появились благоустроенная набережная и зелёные скверы.

Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)" на проспекте Обуховской Обороны
Много доминант было утрачено и в центре Петербурга. Одна из них — Спас на Сенной. И хоть воссоздание его было единогласно поддержано как представителями архитектурного сообщества, так и городскими активистами, всё же пока ведутся обсуждения данного проекта, так как инвестиции в него слишком велики. Здесь городу и инвесторам необходимо работать сообща.
А как продвигается вопрос воссоздания колокольни Смольного собора по проекту Растрелли? Насколько объект важен для нашего города и как относятся к нему сами петербуржцы?
— Вот уже более 3 лет мы выступаем инициаторами идеи воссоздания данной доминанты, проводим архитектурные изыскания, прорабатываем юридическую подоплёку проекта и, конечно, тесно взаимодействуем с общественностью и экспертным сообществом, вопрос обсуждался даже в рамках Петербургского международного экономического форума. За это время неоднократно менялся состав тех, кто «за» возведение колокольни и кто «против», а также предлагались разные локации. Согласно последнему социологическому опросу, 53% жителей города положительно оценивают инициативу, даже не видя визуализации проекта. В то же время количество сторонников, которые знают, как предполагается реализовать замысел великого архитектора, доходит до 70%. Тех, кто против, соответственно, гораздо меньше.
Проект действительно амбициозный, но ведь у Растрелли, который в XIX веке являлся главным архитектором нашего города, других не было. Да, при нём строительство колокольни было только начато, но, согласно данным из 359 источников, изученных нами, не было найдено ни одного подтверждения, что маэстро собирался отказаться от своего замысла, поэтому его реализация имеет существенное градостроительное значение.
Как изменилось восприятие петербуржцами и гостями города Смольного собора? Можно ли говорить о том, что идея строительства колокольни привлекла к нему дополнительное внимание?
— Отношение изменилось, но это обусловлено рядом факторов. Сам собор сейчас является местом притяжения. Сегодня сюда приходят не только, чтобы увидеть великолепный пример барочной архитектуры, петербуржцы и гости города с удовольствием поднимаются на смотровую площадку, кстати самую высокую в центре города, знакомятся с тем, как ведутся работы по восстановлению утраченного иконостаса, охотно посещают подцерковное пространство, где проводятся выставки древних икон, ранее недоступных широкой публике, и концерты духовной музыки.
Уверена, место станет ещё более привлекательным для посетителей, когда в подкупольном пространстве собора откроется музей "Собрание ангелов", где на высоте 50 м будут представлены копии скульптур, барельефов и изображений ангелов Петербурга, России и разных городов мира.
Что самое сложное в работе по сохранению историко-культурного наследия нашего города?
— Прежде всего нужно помнить, что Петербург — это не город-музей, а современный развивающийся мегаполис, пусть и с большим количеством памятников архитектуры, находящихся под охраной. Мы должны бережно относится к прошлому, сохранять его для потомков и при этом смотреть в будущее, соблюдать преемственность поколений.
Работы по воссозданию образцов архитектуры и искусства всегда очень скрупулёзны и требуют тщательного предварительного изучения архивных документов, изображений, техник. Именно благодаря такому подходу над входом в храм на проспекте Обуховской Обороны нам удалось воссоздать мозаичный образ чудотворной иконы "Всех Скорбящих Радость (с грошиками)" в уникальной технике микромозаики, известной со времён Римской империи и почитаемой в Византии. К слову, если говорить о преемственности поколений, то стоит обратить внимание на колокол, который был специально отлит для этого храма. Колокол отражает связь времён, органично сочетая изображение Петербурга 1718 года и его современную панораму с такими новыми точками притяжения, как "Лахта Центр", ЗСД с его мостами, "Газпром Арена".
Вот так, постепенно, по крупицам, важно вносить свой вклад в сохранение историко-культурного наследия Северной столицы. Это в свою очередь будет способствовать развитию города в целом, положительно влиять на увеличение турпотока, а это уже дополнительные налоги и рабочие места. Петербург — наш родной город, и забота о нём относится к зоне личной ответственности.