Там видно будет: что изменил Смольный в стратегии развития города до 2035 года

Петербургу спрогнозировали строительный бум, наплыв туристов и рост зарплат

Петербург ждёт строительный бум, решение квартирного вопроса, наплыв туристов и рост культурного уровня. Правда, дороги лучше не станут. Так в целом выглядят официальные планы Смольного на ближайшие 10 лет.

Губернатор Петербурга внёс в Законодательное собрание проект поправок в Стратегию социально–экономического развития города до 2035 года. Изначально она была принята в конце 2018 года, вскоре после назначения Александра Беглова исполняющим обязанности главы города. Это будет уже третья корректировка документа стратегического планирования (в соответствии со 172–ФЗ "О стратегическом планировании в РФ"), описывающего, как должна развиваться Северная столица. Первые две были выполнены в 2020 и 2022 годах на фоне значительных изменений в жизни страны.
"ДП" проанализировал, как Смольный меняет свои цели сейчас.

Транспортная недоступность

Впервые в стратегии обозначено количество новых станций метро, которые должны появиться в Петербурге к 2035 году. Указанная цель — 16. Такое же число в августе называл председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Алексей Зырянов. В предыдущей версии документа применялся иной критерий: доля жителей города, проживающих в пешей доступности к метро, за 17 лет должна была увеличиться с 37 до 44,6%. После нынешних корректировок этот параметр исчезнет. Без изменений осталась цель по средней продолжительности поездки на работу. С 2019 года она должна была сократиться с 61 минуты до 50 в 2035–м. Впрочем, авторы документа признают, что выполнить промежуточную задачу к 2025–му чиновникам не удалось: сегодня горожане добираются на работу за 1 час при плане 59 минут.
Не справились чиновники и с долей автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям: показатель по итогам 2024 года составил 71,76% при плановом значении 84,6%. Поэтому сейчас в стратегию вводится новый показатель, учитывающий дороги крупнейших городских агломераций (очевидно, речь идёт о районах массовой застройки). Но и с учётом новых трасс он через 10 лет снизится до 71,2%.
Особое внимание в документе уделено изменению принципов оценки плотности рабочих мест. Предполагалось её незначительное увеличение с 2,61 тыс. мест на 1 км2 до 2,77 тыс. В обновлённой стратегии к 2035 году этот показатель составит 4,57 тыс. на 1 км2, но с учётом плотности по районам.
"Корректировка методики изменила сам смысл показателя. Если раньше считался усреднённый уровень по городу, то теперь учитываются различия между районами. Это позволяет видеть, где занятость концентрируется, а где, наоборот, остаются “спальные зоны” без рабочих мест, — комментирует доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Никифорова. — Новая формула исключает “пустые” территории и делает расчёт более чувствительным к концентрации занятости".
По её словам, здесь есть урбанистическая логика: делается акцент на создании рабочих мест ближе к точкам проживания. Это позволит развивать малый и средний бизнес, сферу услуг, коворкинги и локальные офисные кластеры. Подход позволит снизить маятниковую миграцию и нагрузку на транспортную систему.
"Обеспеченность качественными офисами в пересчёте на жителя в Петербурге примерно в 2 раза меньше, чем в Москве, рынок имеет потенциал для существенного увеличения предложения площадей, которые, в свою очередь, обеспечат и повышение плотности рабочих мест", — оценивает изменение цели в стратегии директор департамента стратегического консалтинга Nikoliers Игорь Кокорев.

Большая стройка

К 2035 году численность населения Петербурга по сравнению с текущей должна вырасти на 3,1%. Но в ближайшие 10 лет динамика прироста упадёт в 2 раза, так как с 2019 по 2024 год она составила 6%. Сейчас в Петербурге проживает 5,65 млн человек, перешагнуть порог 6 млн не удастся — авторы стратегии снизили оценку суммарного коэффициента рождаемости с 1,68 до 1,5.
При этом в многостраничном документе конкретизировано количество семей, которые должны улучшить жилищные условия за счёт субсидий, городской ипотеки или получения жилья в соцнаём. Планы амбициозны: 253,96 тыс. семей. Если следовать логике разработчиков стратегии, то в среднем ежегодно город должен будет улучшать условия 14,9 тыс. семей.
Но, например, в 2025 году городской бюджет предусмотрел деньги для этих целей лишь для 5 тыс. семей. С другой стороны, в пояснительной записке к обновлённой стратегии указано, что в 2020–2024 годах жилищные условия улучшили 775 тыс. семей. По всей видимости, чиновники к своим заслугам приплюсовали и личный вклад граждан, успевших оформить ипотеку по доступным ставкам.
Для застройщиков указана цель к 2035 году ввести 45,1 млн м2 жилой и нежилой недвижимости. Чтобы добиться такого показателя, необходимо резко наращивать объёмы строительства. В Петербурге пока вводится 2,3–2,5 млн м2 жилья в год, что явно недостаточно для новой цели. Однако пока все действия властей свидетельствуют об обратном: согласование большинства проектов замедляется. А идущее сейчас рассмотрение новых Правил землепользования и застройки свидетельствует о том, что примерно 80% всех предложений девелоперов отправляются в корзину.
Одновременно растёт социальная нагрузка на застройщиков, которую навязывают власти при прохождении проекта через Градостроительную комиссию. По текущим оценкам экспертов, она составляет 40–50 тыс. рублей за "квадрат".
Как полагают участники рынка, единственный вариант, позволяющий резко и быстро нарастить объёмы возводимого жилья, — это программы КРТ хрущёвских кварталов. Однако действие отдельных положений закона "О градостроительной деятельности в Санкт–Петербурге", касающихся КРТ, приостановлено до 1 января 2026 года.
"Если городские власти распакуют КРТ, то ежегодно можно будет вводить по 5–6 млн м2 жилья. При этом спрос не будет перенасыщен, ведь от 30 до 40% построенной недвижимости будет уходить на переселение", — говорит директор одной из строительных компаний.

Ставка на туризм

Одним из позитивных изменений в стратегии стала корректировка вклада в экономику города от культуры и туризма. Повышен среднегодовой темп прироста посещения туристами с 2,4 до 6,9%. Параллельно увеличено и ожидаемое число посещений учреждений культуры, с 28 до 40%. Как предположили в пресс–службе сервиса "Горбилет", темпы роста могут быть более умеренными, что может быть связано не со снижением посещаемости, а с эффектом высокой базы.
Сейчас, после заметного постпандемийного рывка в 2021–2022 годах, рынок культурно–развлекательных событий перешёл в фазу стабильного роста. Повышаются цены на билеты, стоимость проживания, введён туристический сбор. Эти факторы могут повлиять на динамику роста: люди могут посещать культурные события реже в целях экономии, но выбирать более значимые и масштабные мероприятия.
Для того чтобы значительно увеличить турпоток, важно возвращение иностранцев в город. По данным аналитиков "Турбарометра Санкт–Петербурга", в 2024 году поток иностранных туристов составил 839 тыс. человек, что ещё далеко до допандемийных показателей.
"Для возврата международного туризма важно смягчить условия въезда в страну, — рассуждает заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ Санкт–Петербург Валерий Гордин. — Долго ожидавшаяся электронная виза пока не дала желаемых результатов. Въездной туризм может быть простимулирован более активным внедрением безвизового пребывания круизных и авиатуристов в течение 72 часов".
По мнению эксперта, Петербургу нужно улучшать ситуацию с транспортной инфраструктурой, что могло бы стимулировать рост въездного потока. "Можно вспомнить про имевшийся у Пулково режим “свободного неба”, что позволило бы аэропорту стать транспортным хабом и развивать Петербург как пересадочный туристический центр (например, как Париж или Стамбул), тогда гости могли бы на время пересадок задерживаться в городе на 1–2 дня", — отмечает Валерий Гордин.
Также, по его мнению, нужно вкладываться в развитие новых туристических кластеров в городе, к которым можно отнести квартал "Лахта Центра" или "Остров фортов" в Кронштадте. "В то же время в рамках нынешней концепции планируемый курорт “Санкт–Петербург Марина” вряд ли станет точкой массового притяжения туристов. На мой взгляд, там следовало бы создать тематический развлекательный парк семейного отдыха, необходимый как туристам, так и петербуржцам", — считает Валерий Гордин.
Как отметили в комментарии "ДП" представители комитета по развитию туризма, город намерен стимулировать приезды в низкий сезон, развивать событийный туризм, работать над продвижением города и т. д.
Показатель уровня безработицы 2% рассчитывается к экономически активному населению по методике МОТ. Низкий уровень объясняется многоотраслевой экономикой Петербурга, которая обеспечивает переток трудовых ресурсов между секторами. В настоящее время в Северо–Западном округе наблюдается дефицит около 220 тыс. работников. Прогнозируемая численность занятых в МСП (26% от общего числа жителей или 41% от занятых в экономике) вполне адекватна специфике крупных городов. Важно учитывать, что в малом и среднем предпринимательстве значительная доля работников трудится на условиях неполной занятости, договоров подряда. Кроме того, для Петербурга характерна высокая занятость в бюджетном секторе — предприятиях и организациях федерального подчинения и подчинения правительству города, где также наблюдается рост занятости. Петербург уже находится на одном из первых мест в стране по количеству зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса, к которым добавились самозанятые и индивидуальные предприниматели. Важно отметить происходящие изменения на рынке труда: если ранее он был рынком соискателя, то сейчас ситуация меняется в сторону рынка работодателя, что связано со стабилизацией экономики. Все макроэкономические показатели по Петербургу превышают среднероссийские значения.
Александр Ходачек
вице–президент НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург, заслуженный экономист России
Рост плотности рабочих мест планируется за счёт комплексного развития деловых зон: строительства современных офисных и производственно–технологических площадок, а также модернизации промышленных территорий. Город делает ставку на новые точки деловой активности рядом с крупными жилыми кварталами и транспортными узлами — это позволит сбалансировать темпы жилищного строительства и создания рабочих мест. С каждым годом в Петербурге растёт число современных офисов и технологичных пространств, только в первом полугодии прирост офисных площадей составил более 82 тыс. м2. При этом доля свободных площадей составляет всего 4,3%. В перспективе данный тренд создаст предпосылки для появления новых форматов городской экономики — от гибких офисов до технопарков — и позволит укрепить позиции Петербурга как одного из важнейших деловых центров страны.
Елизавета Конвей
директор по стратегическому развитию, управляющий партнёр ELEMENT
Развитие метрополитена напрямую связано с освоением новых жилых кварталов: новые станции становятся факторами притяжения для девелоперов и инвесторов. Транспортная инфраструктура всегда подтягивает за собой жилищное строительство, формирует устойчивый спрос и положительно влияет на динамику цен. Но если говорить про элитный сегмент, здесь влияние метро ограничено: большинство станций ориентированы на массовую жилую застройку. Из перспективных проектов, которые могут быть релевантны премиальному рынку, можно отметить станции "Театральная" и "Боровая" — они способны дать новый импульс для развития исторического центра.
Алия Ханбекова
директор департамента элитной недвижимости NF GROUP в Санкт–Петербурге
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.