Роскачество и рабочая группа Минпромторга подготовили проект ГОСТа для готовой еды. Документ должен определить, чем готовая еда отличается от кулинарии, и повысить пищевую безопасность.
В рабочую группу, занимающуюся разработкой предложений по регулированию рынка, вошли представители торговых сетей, производителей, сервисов доставки и ресторанной отрасли, сообщили "ДП" в пресс–службе Минпромторга России.
"Это быстрорастущий рынок, однако определения термина “готовая еда” сейчас нет. При этом по всем признакам она отвечает существующему определению кулинарной продукции", — объяснили там необходимость разработки ГОСТа.
В Ассоциации производителей и поставщиков готовой еды (АППГЕ) подтверждают, что проект ГОСТа содержит единое определение "готовой еды" и будет распространяться на всех участников рынка.
Необходимость документа там связывают с тем, что торговые сети хотят прозрачных условий и понятных правил пищевой безопасности. Рынку нужны специальные требования к производству и хранению готовой еды, которая существенно отличается от кулинарии как по технологии и упаковке, так и по срокам хранения.
В ассоциации отметили, что важными отличительными признаками готовой еды является наличие совокупности следующих факторов: завершённый промышленный производственный цикл на фабриках–кухнях, обязательная промышленная упаковка, полная готовность продукта к употреблению без дополнительной обработки со стороны потребителя.
В свою очередь кулинарная продукция производится или проходит завершающие этапы приготовления непосредственно в местах реализации, а также имеет более короткий в сравнении с готовой едой срок годности.
Представители крупного ретейла поддерживают разработку ГОСТа. В пресс–службе Х5 Group сообщили, что он поможет установить базовые требования к качеству и пищевой безопасности, которые станут ориентиром для производителей. Также будут дополнены критерии при проверке производств. В пресс–службе дополнительно отметили, что за прошедший год в торговых сетях "Пятёрочка" и "Перекрёсток" спрос на готовую еду вырос более чем на 30% в натуральном выражении.
По данным АППГЕ, за 9 месяцев 2025 года оборот готовой еды в целом по стране вырос на 17% в натуральном и на 32% в денежном выражении.
По мнению независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, рост спроса на готовую еду объясняется тем, что массовый потребитель дозрел до того, чтобы понимать этот продукт. Современный темп жизни диктует потребление именно таких продуктов, которые почти не нужно готовить.
У производителей в свою очередь появилась технологическая возможность производить готовую еду в промышленных масштабах. Качество за последние годы стало выше. При этом Лачугин подчёркивает, что, выбирая продукт, потребитель в первую очередь ориентируется всё–таки на имя производителя, а не на ГОСТ.

