Породистая лошадь может стоить больше 1 млн рублей. Однако хорошие результаты умеют показывать не только "аристократы".
00:2925 декабря 202500:29
17просмотров
00:2925 декабря 2025
Лошади в Петербурге и Ленинградской области стали не только развлечением для туристов. Однако потенциал их использования остаётся не реализованным до конца.
Общее поголовье лошадей в России составляет приблизительно 1,5 млн голов. Не мало, но и не так уж много. Особенно если сравнивать с другими странами.
Например, в Казахстане насчитывается 3,9 млн голов, в Монголии — 4,8 млн, в Мексике — 6,4 млн, а в США — свыше 10 млн. Сколько лошадей "прописано" в конюшнях Петербурга и Ленинградской области, точно неизвестно.
В 2018 году городское управление ветеринарии отчитывалось о 1,5 тыс. голов, более свежих данных нет. В области, по данным Петростата, в 2024 году насчитывалось всего 900 лошадей. Также есть статистика производства конины для пищевой промышленности. Блюдо для нашей кухни не самое традиционное, так что и объёмы невелики: около 13 тонн в год. Но мы накануне года Лошади по китайскому календарю всё же поговорим о живых скакунах. Где и как они реально используются? А где ещё могли бы?
Остались без медалей
Лошади, как и раньше, — это транспорт. Однако в эпоху господства машин — весьма специализированный. Например, лошадей используют в пограничной службе или для тушения пожаров в труднодоступной местности. Крепкий жеребец может привезти 80–120 литров воды за раз. Конные патрули в ряде случаев задействуют при поиске пропавших людей.
Используют коней и надзорные органы, в том числе и в крупных городах. В Петербурге, например, конные разъезды полиции появились в 2023 году. Также их можно встретить в парках Сосновка, Удельный, Южно–Приморский и 300–летия Санкт–Петербурга. Нельзя забывать и о туристическо–эстетическом значении — запряжённые кареты, чинно следующие в потоке машин по историческому центру, давно стали одним из символов Петербурга.
Фактически сегодня главное направление использования лошадей — рекреационное, когда верховые прогулки являются развлечением и формой общения с природой. Но даже в этой отрасли наблюдается дефицит — желающих покататься больше, чем предложений. Кроме того, большинство граждан не могут позволить себе конные прогулки на регулярной основе по финансовым соображениям.
К разновидности рекреации с медицинской составляющей можно отнести и иппотерапию — метод реабилитации людей с различными неврологическими заболеваниями, травмами и нарушениями двигательного аппарата. Верховая езда оказывает массирующее и согревающее воздействие, так как температура тела у животного на 1,5 градуса выше, чем у человека. Совершаемые лошадью 110 разнонаправленных колебательных движений при разных аллюрах помогают пациентам с церебральным параличом, развивают мелкую моторику, а также оказывают благоприятное влияние на психику.
Существует в России и конный спорт. Однако в отличие, скажем, от футбола он не вызывает особого интереса у государства. Есть несколько племенных заводов, но существующих масштабов для успешного развития недостаточно. А без качественной селекции ни о каких громких победах речи быть не может.
"В настоящий момент около сотни жеребят остаются пригодными для спорта. Потенциал для олимпийской карьеры есть в лучшем случае у единиц. В то время как в странах, где верховая езда считается национальным спортом, цифры совсем иных порядков", — рассказали "ДП" в конно–спортивном клубе "Райдер".
Это подтверждается спортивной статистикой. Если сборной СССР по конному спорту удалось в общей сложности завоевать 15 олимпийских медалей (в том числе шесть золотых), то спортсмены из Российской Федерации на пьедестал не поднимались ни разу.
Конный патруль
В малонаселённых районах, особенно на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), польза от применения лошадей потенциально может быть огромной. Ведь там редко можно встретить разветвлённую сеть дорог, а использование квадроциклов при поиске правонарушителей и проведении научных исследований грозит уничтожением охраняемых экосистем.
Конное патрулирование активно используют в горных районах, например в национальном парке "Чикой" в Забайкалье или заказнике "Тляратинский" в Дагестане. А вот в Ленобласти это по факту не востребовано, хотя вполне могло бы пригодиться, например, в "Вепсском лесу" и в заповеднике "Кургальский" в Кингисеппском районе. На маршрутах по 10–50 км там, где не пройдёт машина и где ради сохранения природы нельзя использовать квадроцикл, всадники были бы хорошей альтернативой пешим инспекторам.
В отличие от спортивных скакунов выносливые и невысокие лошадки, например, забайкальской породы, могут стоить 200–300 тыс. рублей. Это заметно дешевле хороших квадроциклов, цены на которые доходят до миллиона. Казалось бы, пересадите инспекторов с машин на лошадей — вот вам и подъём коневодства в регионе.
Однако лошадь нуждается в ежедневном питании и уходе. Ей требуется в день 10–12 кг сена, корма, ежедневные прогулки и уборка. Заготовка конских кормов упирается в стоимость земли. Держать рядом с мегаполисом поля под сенокос нерентабельно, поэтому сено везут из Новгородской или Псковской области.
Так что месячное содержание лошади под Петербургом может обходиться в те же 200–300 тыс. рублей и даже больше. Одна только аренда места (без ухода) в хорошей конюшне стоит около 100 тыс. рублей в месяц. Экономить на состоянии и здоровье животного не стоит, ведь его простой и лечение тоже стоят недёшево. Так что содержание лошади в большом городе обходится дороже машины.
Не бизнес, а дружба
В отдалённых районах, например в той же ООПТ "Вепсский лес", содержание может обойтись в более скромную сумму — около 15–20 тыс. рублей. Навоз не нужно вывозить, так как его забирают фермеры, а сенокос и пастбища рядом. Однако и в этом случае не всё так просто. Инспекторы по охране окружающей среды рассеяны по большой территории. Получается, конюшню надо строить каждому сотруднику, так как коня не погонишь до места назначения и обратно лишние 100 км, как автомобиль.
Не стоит забывать и о человеческом факторе. Содержание лошади предполагает куда больше организационных усилий, чем эксплуатация транспортного средства, которое можно поставить под окном дома. А патрулируя в плохую погоду, гораздо комфортнее сидеть в отапливаемом салоне автомобиля, чем ехать верхом. Нужно очень любить лошадей и сильно беспокоиться за природу вверенного заказника, чтобы предпочесть живой транспорт механическому.
"Работа с лошадью — это не про деньги, а про любовь и дружбу. Многое в этой сфере держится на энтузиазме коннозаводчиков, тренеров и просто неравнодушных людей. Поможет государство отрасли или нет — неизвестно, но тем не менее можно с уверенностью сказать, что лошади никогда не исчезнут из нашей жизни, так как ими интересуются люди всех возрастов и профессий", — подчёркивают представители КСК "Райдер".
Так что пожелаем лошади удачи в следующем году. Всё–таки он для неё знаковый!

