Российский авторынок входит в осенний сезон с хорошим настроением. Массового закрытия салонов может не произойти.
По данным агентства "Автомаркетолог", в июле в Петербурге было продано новых легковых и лёгких коммерческих машин 6123 штуки. Результат хотя и меньше на 15%, чем за аналогичный прошлогодний период, но оказался самым лучшим за предыдущие 9 месяцев. Подъём продаж придал надежды участникам рынка.
Результаты августа пока не подсчитаны, но по оценкам дилеров, на исходе лета сохранялся растущий тренд. Согласно подсчётам компании "Рольф", в августе продажи выросли на 5–8% и останутся на достигнутом уровне осенью. Как отмечают в ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД), в последний месяц лета наблюдался всплеск спроса, оживлённый акциями и сезонными факторами.
Одной из главных причин роста представители отрасли называют июльское понижение ключевой ставки, что улучшило кредитные условия для покупателей. Через неделю Центробанк проведёт новое заседание по ставке, наблюдатели ожидают очередного снижения.
"Даже если это будет не такое сильное, но понижение значения ключевой ставки, для автомобильного рынка мы видим перспективы к дальнейшему росту. За счёт того, что потенциальные покупатели могут сделать выбор в пользу покупок, а не дальнейшего хранения средств на депозитных счетах, проценты по которым продолжат падать в случае решения ЦБ о новом снижении ключевой ставки", — замечает директор департамента продаж новых автомобилей "Рольфа" Николай Иванов.
Сезон скидок
Коммерческий директор сети дилерских центров "Прагматика" Александр Шапринский добавляет, что на авторетейл в большей степени влияет потепление на рынке кредитных продуктов, которые являются главным инструментом продаж. По его словам, более 75% сделок совершается с помощью привлечения кредитных средств, а по китайским авто эта доля доходит до 90%.
“
"Также драйвером продаж является инструмент трейд–ин: на долю данного продукта приходится не менее 50% продаж. Прямая скидка без учёта кредита и трейд–ин является редким и непопулярным механизмом продаж", — объясняет участник рынка.
Директор дивизиона "Автодом Санкт–Петербург" Евгений Афонин соглашается: скидки в их традиционном виде сейчас менее значимы, а их место заняли индивидуальное согласование цены и программы господдержки. Именно льготное автокредитование формирует конечную стоимость, которая часто становится ниже рыночной.
В РоАД констатируют, что специальные предложения для покупателей по–прежнему являются главным инструментом продаж. Благодаря этому удалось частично разгрузить склады и поддержать поток покупателей.
“
"Скидки остаются главным тактическим инструментом — без них целевые объёмы не собираются. Летом рынок фактически раскрыли распродажи складских машин: в зависимости от брендов и моделей выгода доходила до 7–30% (в абсолюте — сотни тысяч и даже более 1 млн рублей), а по "параллельным" премиум–моделям — до нескольких миллионов. В августе отдельные марки начали нормализовывать прайсы и сворачивать часть акций, но в среднем скидочная модель сохранится осенью: без ценового стимула конверсия в сделку с учётом макропруденциальных лимитов по кредитам слишком волатильна", — добавляет гендиректор "Автомаркетолога" Татьяна Акимова.
Однако дисконтные программы начинают "поджиматься", что обусловлено ростом спроса и падением объёма предложения, оговаривает Иванов.
Запасы иссякают
Переизбыток складских запасов по–прежнему влияет на финансовое положение участников рынка. По оценкам РоАД, на складах российских дилеров всё ещё остаётся порядка 350–400 тыс. автомобилей, что заметно выше комфортного уровня. Даже с августовским оживлением избыточные запасы и рост операционных расходов продолжают давить на маржинальность, что усугубляет ситуацию с закрытием дилерских центров, подчёркивают в ассоциации.
“
"Затоваривание сокращается, но медленно. Весной АвтоВАЗ прямо говорил примерно о 500 тыс. готовых машин “в системе” — это объясняет, почему июльские акции сработали: избыточный сток продавили ценой. Осенью часть производителей продолжит дозагрузку / коррекцию графиков, чтобы удержать склад в рабочем коридоре около 3–3,5 месяца от оборота. До этой нормы большинству сетей ещё идти: запрос на распродажи 2023–2024 годов у дилеров не снят", — отмечает Акимова.
В "Рольфе" признают, что стоки сейчас заполнены выше, чем должны быть в норме. Но ситуация значительно лучше, чем была не так давно — в мае. По оценкам компании, у дилеров и дистрибьюторов было 600 тыс. нераспроданных авто.
В "Автодоме" же констатируют, что затоваривание, скорее, наоборот, увеличивается. "Спрос хотя и остаётся, но уже не столь ажиотажный, как весной. В результате на складах и площадках скопилось большое количество автомобилей, особенно премиум–сегмента", — уточняет Афонин.
По его словам, ситуация с финансовым положением автодилеров неоднородна. Улучшение наблюдается у официальных представителей китайских брендов, у которых есть стабильные поставки, широкий модельный ряд и растущий спрос.
"По данным РоАД, с начала года закрылись порядка 200 дилерских центров, до 30% компаний на грани кассовых разрывов. Причины — высокая стоимость фондирования, медленная оборачиваемость из–за стока и сужение маржи: значительная часть летних продаж шла за счёт прибыли", — подчёркивает Акимова.
По мнению Шапринского, финансовое положение дилеров всё же немного улучшается и это даёт надежду на восстановление полноценной работы и рост продаж. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от стоимости привлечения средств для бизнеса и нагрузки склада на дилеров.
Зачёркнутая параллель
Как отмечают в "Автодоме", рынок окончательно разделился на три чётких сегмента, которые конкурируют за покупателя: официальные дилеры оставшихся брендов (в основном китайских), продавцы авто с пробегом и каналы параллельного импорта.
Представители отрасли по–разному оценивают объём параллельного импорта. По данным "Автодома", на рынке новых легковых авто доля таких поставок составляет примерно 15–20% по итогам нескольких месяцев. По оценкам "Рольфа", она находится на уровне 8–10%.
“
"В целом этот сегмент чувствует себя хорошо, есть стабильный спрос со стороны клиентов, особенно на продукцию брендов BMW и Toyota. Японская марка даже вошла в топ–10 по объёму продаж в России, несмотря на то что официально в нашу страну поставок машин Toyota нет, это всё параллельный и альтернативный импорт", — поясняет Иванов.
В РоАД заявляют, что параллельный импорт сегодня минимален, поскольку повышенный утильсбор и другие ограничительные меры сильно сократили этот канал поставок. В "Прагматике" добавляют, что осеннее изменение условий утильсбора может изменить структуру продаж по данному сегменту.
"Осенью продолжится укрепление позиций китайских марок (Chery, Haval, Geely и др.), которые активно наращивают официальное присутствие в стране и расширяют модельный ряд. Если весной и летом цены росли практически еженедельно, то сейчас рынок достиг некоего ценового плато, на котором закрепился", — резюмирует Афонин.