Закон о "наливайках" ударил по малым барам и заведениям в петербургских ЖК

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Закон о "наливайках" уже в первые дни сентября сократил время работы ряда петербургских заведений, торгующих алкоголем под видом баров.

С 1 сентября в Петербурге вступил в силу закон о "наливайках". Теперь заведения общепита, расположенные в жилых домах и имеющие зал площадью менее 50 "квадратов", не могут торговать алкоголем после 22:00. Для контроля создан специальный реестр ресторанов, соответствующих жёстким критериям. Помимо ограничений по площади есть требования к наличию отдельного входа и кухни, туалета для посетителей и персонала, а также численности сотрудников.
В списке на данный момент числится более 50 заведений. Среди них — рестораны сетей "Евразия" и "Марчеллис", кафе "Корчма Сало" и "Федя дичь", бары "Залив", "Цветочки", "Полторы комнаты", рюмочная "Ипполит", "Паб 78", Tower Pub и другие.
Нововведения призваны были в первую очередь бороться с алкомаркетами, которые работали по лицензии общепита и обходили временные ограничения по продаже спиртного. Первые две ночи сентября показали, что бизнесу действительно пришлось подстраиваться под изменения. Некоторые магазины с наступлением темноты перестали работать как бары и закрылись. Например, об этом сообщали жители одного из ЖК на Васильевском острове.
По оценке депутата ЗакСа Дениса Четырбока, примерно из 3600 заведений, торгующих алкоголем, около 52% расположены в нежилых помещениях и новых правил не почувствуют. Оставшиеся 48% — примерно 1700 объектов в жилом фонде — вынуждены адаптироваться. Бизнес оценивает число рисковых адресов ещё выше, до 1300. Власти обещают добросовестным заведениям помощь в поиске новых площадок.
Для многих петербуржцев изменения стали итогом многолетней борьбы. "Наш ЖК один из первых в городе поднял проблему с ночными "разливухами" на встрече с губернатором в 2019 году. Потом были сборы подписей, обращения к властям. Главное, что эта страница перевёрнута, будем надеяться, что в нашем квартале будет больше порядка и спокойствия", — отмечают активисты одного из комплексов.
Тем временем в Петербурге на дверях некоторых закрытых точек появились объявления с адресами ближайших круглосуточных баров. А городские активисты зафиксировали и прямые нарушения: в центре города после 22:00 продолжали продавать пиво в жилых домах. Продавцы в таких местах заставляют покупателей открывать банки на месте — верный признак того, что торговля шла по "общепитовской" лицензии.
Примечательно, что на фоне борьбы с "наливайками" начали происходить изменения в крупных алкосетях. Так, в августе ФНС внесло ООО "РосАл" в списки на исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по признаку недостоверности. По данным "Контур.Фокус", у организации ещё в 2019 году выявлено три несоответствия в учредительных документах — по юридическому адресу, гендиректору и учредителю. По общему правилу у организации есть 6 месяцев, чтобы исправить ошибки и сохранить себя в реестре юридических лиц.
Последние раскрытые данные компании опубликованы за 2017 год. За тот год юрлицо показало выручку в 247 млн рублей. В декабре 2018 года у "РосАла" изменился состав учредителей, Татьяна Чибиряева передала свою долю в 99,9% номинальной стоимостью 9,99 млн рублей на баланс самого общества. На сегодня она является единоличным владельцем двух ООО, "Арабика" и "Фактор". Первое, согласно сведениям ФНС, может вести ресторанную деятельность и заниматься доставкой продуктов питания, второе выступает как головная компания. Именно "Фактор" является владельцем товарного знака "РосАл", по итогам 2024 года его выручка превысила 52 млн рублей, показав прирост в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом. На сайте "Фактора" предлагается открыть франшизу "РосАла". С 2014 года, отмечается компанией, открыты и действуют уже 45 магазинов по такой схеме.
Пока новый закон в большей степени ударил по малым и иногда культовым местам Петербурга. В последний августовский вечер в центре даже прошли символические "похороны": под траурную музыку участники прощались с форматом, который долгие годы оставался частью городской ночной жизни. На этом фоне крупные игроки вроде франчайзинговых сетей перестраиваются за счёт диверсификации. Их экономическая модель позволяет бренду сохранять присутствие даже в условиях регуляторного давления. Для многих малых независимых баров такой "подушки" нет.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.