Есть только цель: будущих медиков ждут обязательные трёхлетние отработки

Треть медиков в Петербурге ушли из профессии за последние несколько лет
Автор фото: "Деловой Петербург"

В кабмине поддержали идею сделать целевыми все бюджетные места для студентов-медиков и будущих фармацевтов. Если они нарушат условия обязательной отработки, затраченные на их обучение средства придётся вернуть и выплатить штраф. И хотя изначально идея обязательного трудоустройства выпускников медвузов не понравилась ни врачам, ни студентам, есть и те, кто положительно оценивает инициативу.

За последние несколько лет 28% медиков, работающих в Петербурге, ушли из профессии, рассказали опрошенные "ДП" эксперты.
Решить проблемы с кадровым дефицитом в медучреждениях хотят за счёт повсеместного перевода бюджетников из медвузов и медколледжей на целевое обучение с обязательной отработкой. Многие опасаются, что такой подход отпугнёт потенциальных служителей Гиппократа. Тем более, что более 70% бюджетных мест на основных медицинских специальностях и так являются целевыми, а уровень зарплаты и условия труда зачастую оставляют желать лучшего.
"Деловой Петербург" разбирался, чем может обернуться данная инициатива для рынка труда и медицинского образования, а также спросил практикующих и бывших медиков, что они думают об идее обязать всех бюджетников отрабатывать полученные знания.

Отработки для выпускников медвузов: что известно

Идея Минздрава РФ ввести обязательные отработки для выпускников медвузов и медколледжей, учившихся на бюджетной основе, обсуждается по меньшей мере с начала этого года. В первой версии ведомственного законопроекта говорилось об обязательном трудоустройстве вчерашних студентов в медучреждения из системы ОМС, где им необходимо проработать 2-3 года. Отмечалось, что в случае отказа выпускнику предстоит компенсировать стоимость учёбы в двукратном размере. Как подсчитывал ранее "Ъ", размер такого штрафа может достигать 2,5 млн рублей.
Во второй, более поздней версии документа говорилось, что после первичной аккредитации новоиспечённых медиков направят в медорганизации, участвующие в программе госгарантий (включая частные клиники), а отработав тот же срок под присмотром наставников, они смогут проходить обязательную периодическую аккредитацию. В конце августа 2025 года комиссия по законопроектной деятельности правительства России одобрила третий вариант законопроекта.
Как пояснили в Минздраве, все бюджетные места по основным профессиональным образовательным программам высшего медицинского и фармацевтического образования хотят сделать целевыми, а учащихся — за исключением поступивших по отдельной квоте или на платную основу, — обяжут заключить соответствующие договоры.
При нарушении условий контракта медикам и фармацевтам придётся выплатить компенсацию в размере суммы, затраченной на их подготовку (+меры поддержки) и штраф, равный удвоенной компенсации. Такие же требования предъявят выпускникам со средним профессиональным медицинским образованием и заказчикам целевого обучения, если те не будут выполнять обязательства по трудоустройству или решат расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Кроме того, вместо отработки "целевики" могут продолжить обучение, заключив новый договор с тем же заказчиком. В случае утверждения законопроекта такие правила затронут всех будущих медиков и фармацевтов, зачисленных на обучение после 1 марта 2026 года.

Сколько медиков не хватает в России

За счёт системы отработки для студентов медвузов, в России хотят устранить кадровый дефицит в первичном звене здравоохранения (по итогам прошлого года он составил 23 тыс. человек), а также восполнить нехватку среднего медперсонала, которая достигла 75 тыс. человек за тот же период.
Как подчеркнула с беседе с "ДП" руководитель пресс-службы HeadHunter (hh.ru) в регионах Мария Бузунова, в Петербурге и Ленобласти спрос на медиков и фармацевтов всегда был и остаётся стабильно высоким: только за последний месяц местные компании разместили более 5,5 тыс. вакансий для этих специалистов, что на 5% превышает потребности 2024 года и на 35% больше, чем в аналогичный период 2023-го.
Впрочем, несмотря на постепенный рост соискательской активности в медицинской сфере, дефицит остаётся острым. "За последний месяц на местный рынок труда вышло более 17 тыс. соискателей на позиции медиков и фармацевтов, что на 6% больше, чем в 2024 году, и на 16% больше, чем в 2023-м. При этом на одну вакансию в медицинской сфере в городе приходится 3,1 активное резюме", — рассказала специалист.
Растут и зарплатные предложения, но пока они не покрывают запросы местных соискателей, которые хотят получать в среднем 90 тыс. рублей — на 10 тыс. рублей больше, чем им обещают. Похожие проблемы есть и в других регионах, а согласно последним данным Минздрава, около 35% выпускников медвузов и 40% выпускников медколледжей ежегодно отказываются от работы в государственных клиниках.
Автор: "Деловой Петербург" / SuperJob
В их числе — медсестра Анфиса Ишмухаметова, которая несколько лет назад окончила обучение в одном из подмосковных колледжей по специальности "Общее сестринское дело". Благодаря усердной учёбе и активному участию в жизни колледжа, девушка смогла перейти на бюджет уже после первого курса, а спустя ещё два года её как одну из лучших выпускниц пригласили в Подольскую областную клиническую больницу. Но, несмотря на сильное желание работать по специальности, всё закончилось на этапе собеседования.
"Меня не устроили зарплата 45 тыс. рублей и график. Учитывая, что я перешла на бюджет и закончила учёбу за счёт государства, наверное, стоило как-то хотя бы год отработать. Но я не могла этого сделать, поскольку одна воспитываю двоих детей и мне нужно думать об их будущем и комфортной жизни здесь и сейчас, как и платить за съёмную квартиру", — с сожалением отмечает медик.
Предложение сделать все бюджетные места в профильных вузах и колледжах целевыми Анфиса Ишмухаметова называет "антирекламой медвузов" и "очень плохой идеей". Особенно если учитывать жёсткий отбор на этапе обучения и тот факт, что студентам-медикам регулярно напоминают, какая жизнь ждёт их за пределами альма-матер: с низкой зарплатой, хроническим стрессом, бесконечной бумажной волокитой и вероятностью столкнуться с проявлениями "дедовщины" со стороны врачей и старшего медперсонала, говорит медсестра.
Противоположной точки зрения придерживается её коллега — медсестра по функциональной диагностике Ю. Егорова, с которой также побеседовал "ДП":
"Я обучалась в 1992 году по целевому направлению. Очень удобно, не надо искать место работы после учёбы. Считаю, что, учитывая нехватку медицинского персонала любой категории в здравоохранении, медики должны обучаться на бюджете с обязательной отработкой в течение трёх лет: государство на них потратило средства и в итоге они остаются должны, но [вместо возмещения средств — Ред.] идут в частные клиники или аптеки, открывают косметологические кабинеты".

Зарплаты медиков в Петербурге в 2025 году

Как подсчитали по просьбе "ДП" аналитики SuperJob, в августе 2025 года сфера "Медицина, фармацевтика" входит в топ-7 отраслей с наибольшей потребностью в персонале, а в целом на рынке труда в России наблюдается высокая потребность во врачах-терапевтах, хирургах, неврологах, фельдшерах скорой помощи, медсёстрах для работы в операционных и стационарах.
Автор: "Деловой Петербург" / SuperJob
В частных клиниках медики этих специальностей могут зарабатывать по несколько сотен тысяч, но из-за бюрократии и большой нагрузки даже такие суммы не удерживают некоторых от увольнения, а то и смены профессии.
"По данным исследований hh.ru за последние годы лишь 53% опрошенных медиков из Петербурга остались в профессии и продолжают работать по полученной специальности. При этом 28% ушли из профессии, а 58% из них пытались искать работы по специальности, но бросили попытки и перешли в другие сферы по ряду причин. Ключевая — недостаток зарплаты (так ответили 46%), ещё 24% добавили плохие условия труда, 21% признались, что медицина — не их история, а ещё 8% сказали, что выбрали профессию под давлением родителей и теперь не хотят работать", — рассказала в свою очередь Мария Бузунова.
Среди тех, кто оставил врачебный халат в прошлом — фельдшер А. Швец, работающий последние несколько лет в одном из престижных петербургских барбершопов. "Корочку" медика мужчина получил в 2018 году, но, проработав несколько лет по специальности в частной скорой, решил освоить более прибыльное ремесло.
"Вспоминая первые 3 года после обучения: у меня был запал и рвение работать и узнавать что-то новое. Поэтому лично для меня обязательная отработка после вуза была бы само собой разумеющейся, я бы высказался “за” подобную идею. Проблема заключается в первую очередь в оплате труда: многих отталкивает не тяжесть предстоящей учёбы и работы, а понимание соотношения труда и заработной платы. Рабочие графики по меньшей мере изматывающие, да и от бюрократии никуда не деться. А когда ты видишь, что у 18-летних официантов зарплата выше твоей — это сильно демотивирует", — признаётся собеседник "ДП".
В то же время А. Швец выразил надежду, что за счёт повсеместных целевых мест в медучреждениях появится больше молодых специалистов, которые хотя бы частично "разгрузят" старших коллег и помогут им избежать выгорания. "Главное — чтобы не забывали о зарплатах и пенсиях врачей, — говорит он. — Ибо вы хотите быть здоровыми, а мы — сытыми".

Плюсы и минусы отработки для студентов-медиков

В числе ограничений, которые могут помешать реализации идеи с обязательной отработкой после целевого обучения, Мария Бузунова называет нежелание выпускников медвузов работать в сельской местности и депрессивных регионах. Также она упоминает о возможном дисбалансе по линии фармацевтики: к началу июля 2025 года доля государственных аптек в России составляла около 7,5% от общего числа в стране, что может привести к формальному трудоустройству выпускников или росту безработицы среди фармацевтов.
Последние, как отметила в беседе с "ДП" фармацевт Оксана Силивоненко из Сыктывкара, тоже быстро "выгорают" на работе "из-за постоянного стресса" и "полной коммерциализации профессии". При этом специалист положительно оценила идею с обязательными отработками, как и генеральный директор ООО "ГЕН Фарма Рус", руководитель проекта "ВРАЧПАЦИЕНТ.РФ" Светлана Бесчастнова.
"Самый главный плюс такой инициативы — осознанное решение о поступлении на медицинскую или фармацевтическую специальность. Огромный минус — доступность образования. По факту, при невозможности найти будущего целевого заказчика, получить такое образование становится практически невозможным. Спрос на учебу в медвузах, возможно, не изменится и останется по-прежнему высоким, но количество махинаций при отработках в первые 3 года после окончания медицинских вузов будет огромным", — предостерегает эксперт.
В то же время Светлана Бесчастнова обратила внимание что фармацевты востребованы не только в аптеках, но и во многих фармацевтических компаниях, но пока что попытки восполнить эти "пробелы" за счёт стажёров из медвузов являются лишь добровольной инициативой работодателей:
"Студенты обучаются на стажировках, но на постоянную работу часто не возвращаются. Целевое обучение частично может закрыть этот вопрос, но важно не только обеспечить студентов рабочими местами на будущее, но и обезопасить работодателя от некачественной и недобросовестной работы со стороны молодых специалистов. Важно стараться обучение сделать более доступным и работать над престижем работы в отрасли. Существенно улучшить качество работы могут не только льготы на федеральном и региональном уровне, но и существенное снижение пенсионного возраста для медиков и фармацевтов, дополнительные меры по мотивации к научной работе, проекты по обмену опытом на постоянной основе со стороны ведущих медицинских центров страны. При этом работа в отдалённых и малых населённых пунктах должна оплачиваться с существенным увеличенным коэффициентом для специалистов".
Даже сейчас, при ажиотажном конкурсе в медицинские вузы, студенты часто с опасением относятся к целевому обучению из-за ряда требований, и, прежде всего — обязательной отработки в каком-то конкретном медучреждении с неясными на момент их выпуска требованиям по конкретному составу работы, требованиям по переработкам и так далее. Кроме того, такая система спровоцирует спрос на платное обучение со стороны абитуриентов и и рост цен на обучение в вузах — это уже тренд 2025 года, который в новом учебном только усилится. Инициатива Минздрава РФ, направлена, судя по всему, на решение проблемы с кадровым дефицитом медиков. Но заполнение бюджетных мест целевиками эту проблему решит только частично. Самые болезненные кадровые проблемы в государственном здравоохранении характерны для так называемых "депрессивных" регионов, с низким уровнем социально-экономических показателей. Именно оттуда и бегут не только молодые специалисты, но и квалифицированные работники. И до тех пор, пока уровень жизни в этих регионах не будет соответствовать пожеланиям молодёжи, отработка не будет способствовать их закреплению на этих территориях. Выпускник не останется после отработки в регионе, а будет стремиться уехать в крупные города, будет стараться закрепиться на территории с благоприятным уровнем жизни, где, в условиях кадрового профицита, который точно создастся при таком механизме, будет трудоустраиваться в медицинские организации частной системы здравоохранения. Для решения проблемы с нехваткой медиков в первичном звене, отдалённых и малых населённых пунктах, требуется создание адекватных условий труда, включая заработную плату, юридическую защиту и активную цифровизацию отрасли, которая позволит разгрузить медиков от рутинных неэффективных процессов (например, ведения медицинской документации).
Екатерина Гергесова
Медицинский консультант лаборатории Lab4U, кандидат медицинских наук
Как эксперт, преподаватель вуза с 30-летним стажем, положительно оцениваю идею сделать целевыми все бюджетные места по медицинским и фармацевтическим специальностям в вузах и колледжах. Из плюсов: серьёзное, взвешенное решение абитуриентов и их родителей поступать в медвуз; решение кадрового дефицита в медицине, насыщение нужными специалистами; в государственных медорганизациях выпускники получат необходимый опыт, освоят лучшие практики, получат полное погружение в профессию. В то же время существует потенциальный риск, что некоторые лица могут попытаться избежать отработки, предусмотренной программой. В связи с этим важно обеспечить прозрачность и строгое соблюдение установленных правил, чтобы минимизировать вероятность злоупотреблений. Спрос на обучение в медвузах останется высоким. Мечтающих стать медиками абитуриентов новые правила не отпугнут. А вот для тех, кто хочет получить престижное образование без желания трудиться в медорганизациях или тех, кто выбирает профессию потому, что это модно, престижно, в семейных традициях и т.д., новые правила станут хорошим фильтром.
Ольга Кучина
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.