На всё готовенькое: бизнес в Петербурге предпочитает франшизы в общепите

Спрос к бьюти-франшизам в Петербурге снизился в пользу собственных проектов
Автор фото: Тихонов Михаил
Женщины общаются за ужином в кафе.
Женщины общаются за ужином в кафе.
Сфера общественного питания является самой популярной в Петербурге для покупки франшизы — на неё приходится 17% от общего количества.
Далее следуют пункты выдачи заказов (13%) и сфера красоты и здоровья (12%).
При этом, как подсчитали в "Авито бизнес 360″, предложение франшиз общепита за первые 9 месяцев года сократилось на 14%.
Основатель франчайзинговой стритфуд-сети "VЛаvаше" Павел Крупин отмечает, что сейчас инвестиции в точки стали выше, следовательно окупаемость проекта — дольше.
Интересно и то, что спрос на покупку готового бизнеса в индустрии красоты за январь-октябрь сократился на 14% год к году.
Руководитель Ассоциации индустрии красоты (АПИК) Лялья Садыкова считает, что бьюти-франшизы перестали казаться "волшебной таблеткой".
"Рынок взрослеет: будущие владельцы салонов понимают, что успех зависит не столько от бренда, сколько от менеджмента, локации и команды. Многие предпочитают открыть самостоятельный проект, чтобы не платить роялти и не зависеть от регламентов. Осенний спад в бьюти — аномальный. Люди экономят, переносят услуги, отказываются от лишнего. Когда рынок сам по себе не растёт, франшизные проекты привлекают меньше", — объясняет она.
Как рассказал директор бизнес-направления "Авито бизнес 360″ Александр Мирской, темпы роста спроса на некоторые франшизы в Петербурге опережают показатели Москвы. Например, в январе-октябре востребованность пунктов выдачи заказов (ПВЗ) увеличилась на 234% (+145% в столице), в сфере строительства (включает услуги строительства и ремонта) — на 222% (+ 97% в Москве).
По данным основателя каталога франшиз Businessmens.ru Юрия Богомолова, количество франчайзинговых запросов с сентября 2024 по август 2025 года из Петербурга увеличилось на 5,9%, притом что во многих городах, наоборот, отмечается просадка интереса.
Как сообщили "ДП" в пресс-службе Ozon, в Петербурге у маркетплейса работает более 2,8 тыс. ПВЗ, а вместе с Ленинградской областью — свыше 5 тыс. В компании отметили, что если в пункте выдачи остаётся свободное место в клиентской зоне, собственник может использовать его для запуска стороннего бизнеса, например кофе-пойнта.
У Wildberries в Северной столице работает более 2,7 тыс. ПВЗ.
"Несмотря на высокоразвитую структуру сегмента, партнёрские пункты выдачи заказов по-прежнему остаются перспективной формой бизнеса. В основном предпринимателей мотивируют запускать их низкий порог входа, минимальные требования к открытию и возможность быстрого старта бизнеса. Открыться можно на первом этаже здания и на первой линии вдоль основных улиц или магистралей: такое расположение обеспечивает доступность для клиентов и перевозчиков", — прокомментировали там.
Кроме того, в "Авито" подсчитали, что за 10 месяцев 2025 года в Петербурге вырос спрос на оборудование — логистическое (+20%) и лабораторное (+14%). Наиболее востребована техника для торговли, промышленная и пищевая, поделился руководитель направления "Оборудование для бизнеса" Борис Мирский.
В рамках круглого стола на тему франшиз, организованного "Деловым Петербургом", эксперты обозначили основные тенденции в развитии этого направления: рынок несколько замедлился, но это не стагнация, а глубокая трансформация, вызванная глобальными трендами. Рынок франчайзинга продолжит прибавлять по 15-20% в год. На ситуацию влияет и изменение потребительского спроса: покупки готовых продуктов, готовых блюд смещаются в сторону ретейла. Параллельно с этим развивается тенденция проникновения российских сетей в страны ближнего зарубежья.
По мнению опытных участников рынка, одной из системных проблем остаётся недостаточная осознанность начинающих предпринимателей, выбирающих, куда вложить деньги. По мнению основательницы сети франшиз Royalkids Анны Алексеевой, слишком часто люди действуют, руководствуясь инстинктами и эмоциями, а не расчётами. Подробнее о том, что думают эксперты о траектории развития франчайзинга в России читайте в материале "Делового Петербурга".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.