На складах маркетплейсов и крупных ретейлеров остро не хватает рабочих рук. Из–за этого грузовики перевозчиков сутками стоят в очередях на разгрузку, а клиенты не могут вовремя получить заказы. Автоматизация способна решить далеко не все проблемы.
Причины кадрового дефицита на складах разнообразны. Это и общая экономическая ситуация, и отток мигрантов. Кроме того, внутри логистической отрасли люди больше интересуются вакансиями курьера, где больше денег и меньше физической нагрузки. Работа на складе воспринимается как непрестижная и при этом сложная.
Руководитель магистерской программы "Стратегия и технологии HR–менеджмента" Президентской академии в Санкт–Петербурге, доцент кафедры менеджмента Тамара Гриненко говорит, что нехватка складского персонала может привести к замедлению обработки заказов, перегрузке сотрудников (что часто является причиной выгорания, конфликтов и увольнений), росту числа ошибок и снижению общего качества работы.
Работа без гарантий
По данным hh.ru, с начала года работодатели Петербурга искали более 8,5 тыс. работников склада. Наиболее востребованы комплектовщики и сортировщики, водители, менеджеры и, разумеется, курьеры. Стоит заметить, что по сравнению с прошлым годом число вакансий сократилось на 27%.
"В сфере розничной торговли, доставки и в области складской работы сохраняется дефицит кадров — всего два резюме на вакансию. Это указывает на высокую потребность в работниках, особенно в логистике и складских операциях", — тем не менее подчёркивает руководитель службы маркетинга СЗФО hh.ru Екатерина Скляренко.
По данным сервиса Dream Job, основными причинами текучки в доставке и на складах являются плохое взаимодействие с руководством, тяжёлые условия труда, отсутствие соцпакета и низкий доход.
Как рассказал "ДП" Александр, который около 3 месяцев сотрудничал с крупным маркетплейсом в качестве водителя–курьера, в компании практически не нанимают людей на склады в штат — с большинством работают как с самозанятыми и ИП.
"При заключении договора высылают оферту на 40 листов, и либо человек принимает все условия, либо нет. Отношение к людям потребительское. Если ты заболел или не вышел на смену, то это твои проблемы, на твоё место завтра встанет другой. Водитель сам берёт товар, везёт его и отвечает за процесс. Бывали случаи, когда, пока водитель был на обеде, украли из машины товар, но работодателя это не волнует", — поделился собеседник "ДП".
В договоре, как он утверждает, говорится о том, что исполнитель должен осознавать, что не является сотрудником компании, отношения не считаются трудовыми и правила внутреннего распорядка, графики работы, локальные нормативные акты его не касаются.
По данным hh.ru, средняя зарплата, которую сейчас предлагают складским работникам, — 85 тыс. рублей (+11% за год), курьерам — до 147 тыс. (+28% за год), водителям — до 111 тыс. (+3% за год). Среди условий в 34% вакансий предлагается работа в формате самозанятости или по договору гражданско–правового характера (ГПХ). Это на 10% больше, чем в 2024 году.
Летом на подработку на складах часто приходят школьники и студенты. Но подростки не могут работать больше 5–7 часов в день и 35 часов в неделю. А ближе к осени они возвращаются на учёбу. Так что глобально этот резерв проблему решить не может.
Выбились из графика
На прошлой неделе сложности возникли на петербургских складах Ozon. Водители фур жаловались на длительное ожидание разгрузки, а по соцсетям распространялись видео с грудами коробок, которые не успевают рассортировать и отправить в пункты выдачи заказов (ПВЗ). Некоторые читатели "ДП" сообщали, что столкнулись с переносом сроков доставки оплаченных заказов.
В пресс–службе маркетплейса подтвердили, что задержки вызваны локальной нехваткой сотрудников. Пришлось вывести дополнительный персонал и перевезти часть товаров на другие объекты.
Индивидуальный предприниматель в сфере грузоперевозок Евгений Золотовицкий рассказал, что его машина простояла под складом Ozon в Парголово 5 дней, пока её не пустили на выгрузку. "Возмещение убытков получилось частичным: у меня договор через экспедитора, и он компенсировал лишь часть простоя. Притом что простой рефрижератора обходится в 4–5 тыс. рублей за сутки", — добавил он.
Предприниматели заметили, что в последние месяцы сроки доставки в Петербурге действительно стали увеличиваться на 1–2 дня.
"Подобные задержки нежелательны: они влияют на клиентский опыт и могут снижать лояльность. Мы стараемся нивелировать эффект — увеличиваем собственные запасы на складах в Петербурге и используем разные каналы доставки, чтобы обеспечить стабильность", — рассказал "ДП" генеральный директор Garlyn Олег Машинистов.
В пресс–службе Ozon сообщили, что сейчас семь из 10 заказов в Петербурге доставляют в срок. Доля отмен со стороны клиентов не превышает 2%. В компании сообщили, что вывели на объекты дополнительный персонал.
"В течение всего года мы совершенствуем логистические процессы, налаживаем цепочки поставок, улучшаем меры безопасности. Постепенно перешли на собственную систему привлечения складских работников. Сейчас на наших складах работники задействованы штатно, а также могут работать по ГПХ через приложение", — добавили в пресс–службе.
Не наши проблемы
Представители других платформ ситуацию комментируют неохотно, в основном ограничиваясь заявлениями о том, что у них с кадрами всё в порядке и заказы доставляются вовремя.
Директор территории Петербург и Северо–Запад компании СДЭК Надежда Тайц рассказала, что, несмотря на общий дефицит людей на рынке труда, в компании не ощущают острой нехватки. Это связано с оптимизацией и автоматизацией процессов, работой над удержанием сотрудников.
"Сортировочные центры оснащены роботизированными линиями с 95 роботами–помощниками и конвейерными системами типа Z, что позволяет автоматически обрабатывать до 80% грузов. Эти технологии упрощают трудовые процессы и снижают зависимость производства от человеческого ресурса", — рассказала она.
В "Яндекс Маркете" уверены, что персонала для обслуживания и работы складов хватает. Сотрудники компании получают бонусы в виде питания, ДМС, страхования от несчастных случаев и различных видов нематериальной мотивации. Представители Wildberries на вопросы "ДП" отвечать отказались.
Президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артём Соколов считает, что общей тенденции к увеличению сроков доставки на рынке нет. Напротив, по мере развития логистической инфраструктуры участников рынка в регионах и автоматизации процессов на складах получается в среднем доставлять заказы быстрее.

Позовите робота
Тамара Гриненко считает, что проблему с кадрами можно было бы решить с помощью роботов, которые способны выполнять самую тяжёлую работу. "На складском хозяйстве Amazon над сборкой заказов работают от трёх до пяти видов роботов одновременно. Компания заявила о внедрении ещё и гуманоидных роботов, они смогут заменить упаковщиков: у них есть кисти и пальцы", — рассказала она.
Помимо роботизации могло бы помочь использование ИИ, а также удалённое управление складскими операциями (например, через облачные технологии).
В Ozon согласны, что автоматизация помогает сделать труд человека в логистике эффективнее. "Один грузовой подъёмник может сократить число необходимых работников на два–три человека. А конвейеры существенно ускоряют процесс перемещения товаров и помогают снизить количество работников более чем на 150 человек, что составляет 10% рабочих на транспортировке. Сортировочные системы помогают уменьшить число сотрудников на этой операции до 20 (около 40% персонала на сортировке)", — пояснили в пресс–службе.
“
Дефицит кадров всё ещё остаётся одной из ключевых проблем складского сегмента. Особенно остро он проявляется у крупных онлайн–ретейлеров, которые зависят от массового набора сотрудников для обеспечения бесперебойной обработки заказов. Чтобы компенсировать нехватку рабочей силы, компании всё чаще переходят на более продвинутые модели управления логистикой: это автоматизация отдельных операций, внедрение WMS–систем, использование сортировочных комплексов. Подобные решения позволяют ускорять процессы и снижать зависимость от человеческого ресурса. Полностью заместить персонал технологиями пока невозможно: часть функций требует гибкости и адаптивности, которые характерны именно для человека. Поэтому основной акцент сейчас делается на сочетании оптимизации процессов, внедрения технологий и создания более привлекательных условий труда для сотрудников. В Петербурге кадровый дефицит не приводит к снижению темпов ввода новых складских комплексов. Девелоперы продолжают строить в соответствии с потребностями рынка. Однако в эксплуатации объектов мы видим, что нехватка людей может приводить к перегруженности отдельных площадок и росту операционных издержек. В перспективе именно баланс между автоматизацией и кадровой политикой станет ключом к устойчивому развитию складской логистики в регионе.

Илья Князев
директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге
“
Современные склады ведущих маркетплейсов — это предприятия с большой площадью и штатом от тысячи человек. Крупнейшие из них обладают площадью 200–250 тыс. м² и штатом 10 тыс. сотрудников. В пиковые периоды они обрабатывают 200 и более фур в день. В силу стоимости земли, загруженности дорог такие объекты очень редко размещаются в черте города. Это значит, что обычно такой склад работает в пригороде. Как следствие, обеспечить местными кадрами, тем более в объёме нескольких тысяч человек, такое предприятие невозможно. Сотрудников надо набирать, доставлять, обеспечивать проживание и питание. Это непростая задача. Сегодня основное решение — организация бригад и вахтовый метод работы. Большого потенциала в привлечении школьников и студентов я не вижу. Другое масштабное решение — приглашение иностранной рабочей силы специально на конкретные объекты, с обеспечением всех требований Минтруда и полиции. Это эффективно, учитывая, что оплата за работу на складе в России весьма конкурентная, например, с точки зрения жителей Индии и других азиатских стран. Такие проекты уже пилотируются. На мой взгляд, самая острая фаза дефицита кадров миновала. Её пик пришёлся на лето–осень 2024 года. В связи с этим не думаю, что в целом по стране в моменте нас ждут существенные задержки в доставке из–за нехватки людей на складах.

Алексей Филатов
основатель Академии ретейла
“
Сейчас нехватка кадров ощущается остро. Многие компании прибегают к упрощённым роботизированным процессам, например палетообмотчикам и этикировочному оборудованию. Технологии могут помочь, но большая часть оборудования требует заёмных средств, что экономически сомнительно с нынешней ключевой ставкой. Однако нехватка кадров не приводит к снижению темпа ввода складов, не влияет на их загруженность.

Илья Янеев
заместитель директора департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers
“
В 2025 году ситуация с кадровым дефицитом на складах действительно обострилась. Основные причины — ужесточение контроля за аутсорсинговым персоналом и высокая конкуренция на рынке труда. Мы смягчаем это за счёт автоматизации и перераспределения ресурсов. Ключевые позиции занимают штатные сотрудники, а на пиковые нагрузки привлекаем аутсорсинг. Это позволяет сохранять гибкость. Наш подход включает повышение привлекательности труда, инвестиции в автоматизацию (внедрение WMS, голосового комплектования — Voice Picking), что снижает зависимость от ручного труда, а также партнёрство с учебными заведениями для подготовки кадров.

Игорь Шацкий
директор по логистике и УЦП ГК "О’Кей"