FMCG–ретейлеры стали более осторожны при открытии новых торговых точек. Фокус развития сетей в Петербурге смещается в спальные районы.
По итогам 9 месяцев 2025 года общий объём торговой площади у 200 крупнейших продуктовых сетей вырос на 1,35 млн м2 против 1,5 млн м2 за аналогичный период годом ранее. Число магазинов увеличилось на 5,3 тыс., что на 30% меньше, чем в прошлом году, выяснили в INFOLine.
По данным аналитиков, сети переходят к оптимизации, сокращая среднюю площадь новых точек и закрывая убыточные. Квартал к кварталу средний метраж магазинов уменьшился на 0,7%. Дискаунтеры становятся лидерами по приросту торговых площадей.
Сокращают новые площади "Красное & Белое" (на 73,3%, до 53,7 тыс. м2) и "Магнит" (на 23,83%, до 341,33 тыс. м2). Но даже с учётом этого X5 Group и "Магнит" формируют на рынке 60% прироста. Прирост числа магазинов X5, по данным INFOLine, за то же время составил 26,7% — 1977 объектов.
Директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко отмечает, что на основных торговых коридорах Петербурга доля продовольственных магазинов сегодня составляет около 9% от всех занятых площадей. По состоянию на конец 2024 года в центре города работало около 350 продовольственных магазинов, к концу 2025–го их число сократилось примерно на 6%.
"В последние годы продовольственный ретейл всё реже рассматривает центральные локации как приоритетные для расширения, — признаёт Лапченко. — Основной вектор развития связан с оптимизацией площадей, переходом к форматам магазинов у дома, а также с реконструкцией и релокацией действующих точек из центра в спальные районы. В 2026 году этот тренд, по всей вероятности, сохранится".
По мнению директора федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрия Изосимова, эпоха хайпового наращивания торговых площадей прошла. Бизнес стал значительно легче закрывать точки, которые не приносят нормативной прибыли, и менять их на более выгодные локации или варианты. Открытие стало более обдуманным, с учётом анализа и рискового менеджмента.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин подтверждает, что в этом году на рынке Петербурга не было массового развития торговых сетей — новые объекты открываются точечно. Наиболее активно развивается проект "Вингараж" от "Ленты", а в целом ситуация на рынке Петербурга стабильна.
"Пока неясна судьба универсама “Пулковский”, точка на Крестовском острове может вскоре закрыться. Сеть “Вкустер” уже отдала часть своих площадей под “Пятёрочку”, но продолжает работать на рынке. Региональные игроки, которые работают в форматах магазинов у дома и супермаркетов — "Семишагофф", "Реалъ", "Пловдив" и другие, — чувствуют себя нормально и продолжат работу в таком же ключе в следующем году", — заключает Лачугин.

