Премия в цене: как зарплатная гонка разгоняет инфляцию в Петербурге

Зарплатные запросы в Петербурге третий год растут в среднем на 15 тыс. рублей

Гонка заработных плат может разогнать инфляцию в Петербурге. Процесс, вероятнее всего, будет иметь отложенный эффект. Динамика оплаты труда год к году по ряду профессий дошла до 100 тыс. рублей.

Как сообщили "ДП" в комитете по труду и занятости населения Петербурга, хотя рынок труда и стал более сбалансированным, он всё ещё соискательский. Уровень безработицы по–прежнему 1,5%, что является рекордно низким показателем. Наблюдается рост активности работодателей в связи с появлением сезонных предложений в сферах гостеприимства, общепита, услуг. На портале "Работа России" открыты 54 тыс. предложений (примерно уровень середины июля 2024 года). Высокую потребность в персонале подтверждает и рост предлагаемых зарплат (на 24% по сравнению с июлем год назад).

Зарплаты и ожидания

По данным hh.ru, в июле в топ отраслей с наибольшей зарплатной динамикой год к году в Петербурге вошли лесная промышленность, госсектор, промышленные предприятия, ресторанно–гостиничный бизнес и т. д. (подробнее см. инфографику).
Как пояснила директор hh.ru по СЗФО Юлия Сахарова, динамика соискательских запросов не меняется — люди хотят зарабатывать больше и третий год подряд повышают свои запросы в среднем на 15 тыс. рублей в год. Сейчас средний ожидаемый доход по городу — 90 тыс. рублей (+14,9 тыс. относительно 2024–го). "За год у соискателей абсолютно из всех сфер выросли запросы. Наибольший рост зафиксирован у топ–менеджеров (+20 тыс., до 190 тыс.), в IT (+20 тыс., до 120 тыс.), в продажах (+20 тыс., до 100 тыс.), а также среди рабочих (+20 тыс., до 100 тыс.) и строителей (+20 тыс., до 120 тыс.). Растут запросы у соискателей из сфер с кадровым голодом, а это рабочие, строители и продажники. Но продолжают "по старой памяти" завышать запросы и IT–специалисты. Для сравнения: предложения от работодателей для них на 30 тыс. меньше, чем средние запросы кандидатов", — рассказала она.
Если рассмотреть ситуацию по отраслям, можно выделить наиболее интересные тенденции. Так, в промышленности медианный доход работников, по данным hh.ru, превысил 105 тыс. рублей, за год увеличившись на 20%. Отрасль ещё может позволить себе продолжать зарплатную гонку на фоне кадрового голода. В тройку профессий с зарплатным максимумом кроме управленцев вошли и сварщики, им готовы платить более 125 тыс. рублей (максимум до 210 тыс.). В комитете по труду и занятости населения подчеркнули, что зарплата, предлагаемая в вакансиях промсферы на портале "Работа России", выросла на 7,6% к июлю 2024–го.
Рост заметен и в транспортном секторе. Сейчас почти 700 тыс. человек трудятся в РЖД, сообщила пресс–служба холдинга. Среднемесячная заработная плата работников в 2024 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 16,4% и составила 99,3 тыс. рублей. В I квартале 2025 года зарплату железнодорожникам проиндексировали дважды: на 2,04% и на 1,6%. Ожидается ещё одна индексация осенью. Также в 2024 году увеличены тарифные ставки машинистам и помощникам машинистов. Тем, кто обслуживает грузовые и пассажирские локомотивы, ставку повысили на 20%.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин пояснил, что Фонд оплаты труда (ФОТ) в целом составляет 30% от общих расходов РЖД. Его доля от индексации растёт незначительно. Повышение уровня заработной платы не влияет, например, на ремонтные работы. Дефицит кадров сохраняется, в целом по компании он составляет 2–3%.
Об индексации зарплат сообщили и представители авиационной отрасли. Например, в компании "Россия" поделились, что в 2024–м средний уровень фактической оплаты труда подняли на 25% относительно 2023 года. Итого доходы пилотов взлетели на 18%, инженеров — на 22%, бортпроводников — на 30%. В авиакомпании при этом подчёркивают, что заработная плата — это "базовый, но не единственный инструмент для утоления кадрового голода".
В 2024 году повышение зарплат в среднем на 15–20% затронуло 90% персонала аэропорта Пулково, рассказала директор по персоналу ООО "Воздушные ворота Северной столицы" Мария Ермак.

На что влияет гонка зарплат

Очевидно, что рост зарплат является фактором, влияющим на инфляцию. Представители Президентской академии в Санкт–Петербурге указывают, что это разгоняет инфляцию в том случае, если повышение оплаты труда опережает рост производительности. Причём это касается тех категорий товаров и услуг, которые подпадают под основной спрос подавляющей массы покупателей. Пока экспертам представляется, что на основные инфляционные ожидания больше играла высокая учётная ставка.
Однако фактор удорожания рабочей силы не может остаться незамеченным. Председатель комитета по транспортной логистике "Деловой России" и президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов отметил "ДП", что основная причина роста себестоимости перевозок — на 10% год к году — необходимость повышения зарплат персонала, особенно водителей грузовиков. В прошлом году средний уровень дохода водителей–дальнобойщиков удвоился и стремится к показателю 150 тыс. рублей. Владельцы компаний, чтобы привлечь людей, увеличили ставку до 10 рублей за 1 км и продолжают вводить дополнительную плату: за обучение, экономию топлива и продолжительный стаж работы.
Нехватка рабочих привела к росту стоимости жилья. ФОТ играет существенную роль в себестоимости строительства. По словам экспертов, именно на ФОТ пришёлся наиболее резкий рост по составляющим себестоимости в последние годы.
"Если брать типовые объекты, 50% — это заработная плата, 50% — стоимость строительных материалов. Увеличение заработной платы на 18%, естественно, это плюс 9% к сводному сметному расчёту", — заявил недавно в ходе II Петербургского конгресса сметчиков глава Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков, говоря именно о строительно–монтажной составляющей стройки.
По данным hh.ru, медианная зарплата в отрасли в Петербурге по состоянию на июль 2025 года достигла 119 тыс. рублей, увеличившись за год на 14%. Соответственно, речь идёт об удорожании жилья минимум на 7%. Медианная зарплата в стройке в целом по стране составляет 124 тыс. рублей, а значит, в Петербурге ещё есть потенциал для роста. Правда, есть и сдерживающий фактор — снижение объёмов строительства в городе. Если в 2022–2023 годах дефицит рабочих на стройплощадках Петербурга оценивался в 25–30 тыс. человек, то сейчас — 15–20 тыс. Год назад на одну вакансию в стройотрасли на hh.ru в среднем приходилось 4,1 резюме, сегодня — 6,1 резюме. "По сравнению с некоторыми другими городами, например с Екатеринбургом или Сургутом, ситуацию в Петербурге мы оцениваем как благоприятную", — говорят в компании "Брусника".
По словам директора по персоналу "Ленты" Татьяны Юркевич, в компании индексировали зарплаты в этом году, максимальная индексация коснулась линейных сотрудников. Это делается, чтобы сохранять уровень оплаты на уровне рынка. "Однако ретейл — низкомаржинальный бизнес, и мы ограничены в возможности постоянно повышать зарплаты. Поэтому с нехваткой кадров мы боремся не только с помощью увеличения фонда оплаты труда", — рассказали в пресс–службе.
При этом ретейлеры могут удерживать цены, но недолго. Для этого в ряде случаев приходится сокращать свои расходы, временно жертвовать прибылью, чтобы удержать долю рынка. Начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком–Траст" Олег Абелев обращает внимание, что рост цен возможен в перспективе, когда резервы оптимизации ретейлера исчерпаны, поставщики увеличивают цены, а зарплаты растут.
Предыдущие 2 года характеризовались сравнительно высокими темпами экономического роста, в том числе его обеспечивал оборонно–промышленный комплекс (ОПК) и зависимые от него отрасли. В Петербурге безработица традиционно низкая и при активном перетоке кадров образуется дефицит, который приводит к гонке зарплат. В I–II кварталах текущего года можно констатировать определённое замедление темпов экономического роста. Это влечёт снижение темпов роста спроса на персонал и, как следствие, охлаждение гонки зарплат. В случае, если рост оборотов в ОПК замедлится к концу года, мы сможем наблюдать стагнацию зарплат. В условиях нестабильной экономики (как, например, было в 90–е) рост зарплат может трансформироваться в рост цен. Мы видим всплеск выпуска продукции ОПК, но не видим его в потребительском секторе, а люди тратят средства именно на эту продукцию. В свою очередь высокая потребность в товарах стимулирует повышение цен, поскольку предложение не поспевает за спросом. Получается, что при наличии экономического роста (чего не было в 90–х) рост зарплат приводит к тому же эффекту. ЦБ через высокую ставку добился снижения потребительского кредитования, замедления потребления, поэтому можно предположить, что всплеска инфляции в ближайшее время не будет. Замедление темпов роста зарплат будет положительно сказываться на инфляции. В высоких ценах принято обвинять ретейлеров, хотя у них происходят периоды, когда товары продаются в минус. Поэтому при появлении возможности они компенсируют убытки прошлых периодов. При повышении цен производителями они не могут сильно увеличить стоимость товаров на полке. Но в какой–то момент общее повышение цен может оказаться выше, чем у производителей, — опять же с целью компенсации ранее выпавших доходов.
Артём Голубев
доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" Президентской академии в Санкт–Петербурге
Рост ФОТ связан с инфляцией: рост цен на товары и услуги требует повышения зарплат для сохранения покупательной способности работников. В отрасли наблюдается нехватка квалифицированных водителей и других специалистов, это также способствует росту зарплат. Увеличение конкуренции среди компаний заставляет улучшать условия труда, включая зарплаты, чтобы привлечь и удержать сотрудников. Доля ФОТ в себестоимости транспортных услуг варьируется в зависимости от типа перевозок и компании, но в среднем она может составлять от 10 до 25%. В последние годы эта доля может увеличиваться из–за роста зарплат, это также приводит к повышению себестоимости услуг. Внедрение технологий и автоматизация процессов могут снизить зависимость от человеческого труда и, соответственно, уменьшить долю ФОТ в себестоимости. Инвестиции в обучение и повышение квалификации сотрудников могут привести к увеличению производительности труда, что повлияет на структуру затрат.
Михаил Коптев
коммерческий директор федеральной транспортной компании "Скиф–Карго"
Запросы соискателей по зарплатам в IT выросли. Люди стали лучше понимать свою ценность, а заодно — уровень инфляции и перегретость рынка. Причём рост часто не отражает роста компетенций: кандидат с теми же навыками, что и год назад, просит на 20–30% больше. Рост фонда оплаты труда напрямую закладывается в себестоимость. У малого и среднего бизнеса нет финансовой подушки, чтобы компенсировать это самостоятельно, — они просто поднимают цены. В итоге потребитель платит за всё — за конкуренцию, за кадры, за кадровый дефицит, за высокие ожидания.
Алексей Постригайло
старший партнёр в IT–интеграторе "Энсайн"
Индексация зарплат была трижды за прошлый год: в январе, июле и декабре. В среднем рост составил 10–15%, у ключевых мастеров и администраторов — до 25%. Повышение помогает, но уже не решает проблему с кадрами, зарплата — это входной фильтр, а остаются в команде из–за культуры, стабильности и прозрачности ценностей. Мы не можем удерживать цены 2019 года, если зарплаты, аренда, налоги, взносы и требования регуляторов растут каждый квартал. Стараемся повышать стоимость услуг деликатно, не в ущерб клиентскому доверию.
Лялья Садыкова
руководитель Ассоциации предприятий индустрии красоты (АПИК)
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.