Пока шум да гам: что кроме штрафов за VPN одобрила Госдума

Думские штрафы за поиск затмили в сети цифровой рубль и платформенную экономику
Автор фото: Freepik
Автор фото: Freepik
Под занавес весенней сессии Государственной думы, которая в этом году завершается в начале августа, информационное пространство сотряс, казалось бы, проходной законопроект об "усилении административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере транспортно–экспедиционной деятельности". Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству поддержал предложение правительства ввести штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей за "умышленное осуществление поиска" в интернете заведомо экстремистских материалов, в том числе с использованием VPN. А заодно выступил и против рекламы VPN–сервисов.
Обе нормы, явно дающие пространство для самых разных трактовок, мгновенно стали одной из главных тем обсуждений как политиков, так и бизнесменов, многие из которых до сих пор используют для маркетингового продвижения ресурсы организаций, давно признанных в РФ экстремистскими. И к платформам которых без VPN нормально подключиться невозможно.
Волна обсуждений мгновенно вынесла на периферию внимания и принятый наконец–то, в третьем чтении, закон, который вводит с 1 сентября 2026 года в обращение цифровой рубль и тот самый универсальный платёжный QR–код, что вызывал ожесточённые споры в банковском сообществе. И уж тем более все сразу позабыли про принятый закон о борьбе с борщевиком, уже с марта следующего года предполагающий, на секундочку, принудительное изъятие земель у собственников, которые не ведут борьбу с этим крайне устойчивым и опасным для жизни сорняком.
Но главное, что оказалось погребено под шумными обсуждениями, — как и кто будет проверять историю браузеров на экстремизм (это другая законодательная новелла, которая в эту сессию едва–едва дошла до первого чтения). Речь идёт о законопроекте о регулировании платформенной экономики, принятие которого назрело ещё в позапрошлом году. И вокруг которого уже второй год подряд идут ожесточённые лоббистские столкновения между онлайн– и офлайн–ретейлерами. Уже сейчас, на уровне первого чтения, предполагается, что закон вступит в силу лишь с началом весны 2027 года. Между тем, учитывая, как кардинально поменялась экономика потребления в стране, именно этот законопроект должен неизменно находиться в фокусе общественного внимания. И именно он должен быть принят как можно быстрее — и без поправок во втором чтении с переносом сроков его вступления на 2028–й, а то и на 3028 год.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.