Хоть трава не расти: что не так с озеленением в Петербурге

В Петербурге после благоустройства массово гибнут деревья

В некоторых районах города массово гибнут только что высаженные деревья. Дело не только в возможной недобросовестности подрядчиков, но и в том, как вообще организован процесс озеленения в Петербурге.

В начале июня Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области вынес решение по иску ГКУ "Жилищное агентство Петроградского района Санкт–Петербурга" к ООО "Домашний оазис". Спор был связан с работами по благоустройству и озеленению набережной реки Карповки, проводившимися в 2023 году. Тогда при проверке обнаружилось, что 157 кустарников отсутствуют, высаженные подрядчиком берёзы засохли, а липа "не имеет признаков жизнеспособности". Суд признал претензии справедливыми и обязал подрядчика высадить деревья и кустарники заново, а также компенсировать истцу судебную пошлину 50 тыс. рублей. Этот небольшой инцидент интересен тем, что в нём отражаются куда более масштабные проблемы, связанные с работами по озеленению Петербурга.

Калейдоскоп названий

Жалобы горожан на то, что на некоторых участках деревья, высаженные всего год назад, превращаются в сухостой, встречаются довольно регулярно. За последнее время они фиксировались в парке Дружбы, парке Авиаторов, на наб. Макарова, в парке на Смоленке, сквере в Полюстрово и ещё по нескольким адресам.
Один из регулярных участников конкурсов на проведение работ по благоустройству и озеленению — то самое ООО "Домашний оазис", предприятие с интересной и странной судьбой. До 2020 года оно называлось "Гармония пространства", затем сменило название на "Домашний оазис", а в настоящий момент именуется "Зелёный двор". При этом в 2017 году из ЕГРЮЛ как недействующее было исключено ещё одно ООО "Домашний оазис", 100% которого принадлежали Артёму Новикову. В действующем "Зелёном дворе" (и его предыдущих воплощения) Новиков до декабря 2023 года (как раз когда возник конфликт по поводу набережной Карповки) занимал должность генерального директора и тоже владел 100%. Согласно "Контур.Фокус", в мае 2025 года он вышел из состава участников. На данный момент 16,7% предприятия принадлежит Чжан Хайбо, остальные являются долей ООО в уставном капитале.
При Новикове многоликая фирма заключила несколько десятков госконтрактов, касающихся благоустройства и озеленения на общую сумму свыше 277 млн рублей. При этом примечательно, что после 2023 года предприятие перенесло свою активность в Ленинградскую область и занимается благоустройством там. В 2024 году "Зелёный двор" выиграл в области пять контрактов на общую сумму 48 млн рублей.
9 июня 2025 года Артём Новиков зарегистрировал новое предприятие. Оно называется ООО "Гармония пространства", основным видом деятельности указана "Деятельность по благоустройству ландшафта". "ДП" попытался связаться с представителями "Зелёного двора" по телефону и электронной почте, однако это не удалось.
"Операционные риски компании “Зелёный двор” находятся в пределах нормы с экономической точки зрения, с точки зрения сложившейся экономической практики. 10–15% незавершённых своевременно проектов укладываются в типовую сумму, в типовое количество для данного вида экономической деятельности. Без детального анализа поднимать панику относительно незавершённых проектов, наверное, преждевременно", — считает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко.

Безграмотные посадки

Кейс с "Зелёным двором" выглядит не слишком значительным в общегородских масштабах. С начала 2025 года в Петербурге было проведено 92 закупки, включающие в себя те или иные элементы озеленения (наряду с другими работами по благоустройству). Общая сумма заключённых контрактов превышает 1,7 млрд рублей. Ещё одна закупка на сумму 16,9 млн рублей находится в стадии приёма заявок. Заказчиками, как правило, выступают администрации муниципальных образований или районов города. Но также ими могут быть и предприятия (например, садово–парковые хозяйства, акционерные общества, принадлежащие городу, школы, детские сады и так далее).
Куда более интересно, что деревья гибнут или засыхают в самых разных местах города и у разных подрядчиков. По мнению экспертов, всё дело в том, что менять нужно подход к озеленению в целом.
"На сегодняшний день у нас практически отсутствует уход за зелёными насаждениями. То есть считается, что отчитаться надо по тому, что освоено, посажено, закуплено и вкопано. Но дальше по–хорошему должен быть уход, должен быть своевременный полив, должна быть обрезка, формовка. В течение года есть масса необходимых мероприятий: внесение удобрений, подкормок и тому подобное. Но насколько мне известно, мало кто это вообще планирует и учитывает в перспективе. Также огромное количество качественного материала в парках гибнет из–за неправильного кошения травы", — говорит научный сотрудник отдела Ботанического сада БИН РАН Юрий Калугин.
Проблема, по его мнению, начинается с проектирования. "Посадка растений зависит от многих факторов, например от подбора видов для конкретных участков. Многое зависит ещё и от того, как это посажено. В этом вопросе особенно много подводных камней: неправильная подготовка, неправильная посадка, неправильный уход в дальнейшем. Для того чтобы все эти факторы контролировать, нужно провести некую работу — найти специалистов, отслеживать качество исполнения", — подчёркивает эксперт.
Член комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ Ольга Старцева считает, что любое вмешательство в городские зелёные зоны должно начинаться не с проекта благоустройства, а с дендрологического аудита.
"Проблема в процессе: сегодня проведение такого обследования и составление акта — часто лишь инициатива граждан или муниципалитета. Это должно стать обязательной нормой на стадии подготовки к проектированию. Непрофильные подрядчики, привыкшие класть асфальт, просто не обладают знаниями. А ведь дерево должно правильно работать: его крона поглощает солнечную радиацию и регулирует температуру, посадки могут сдерживать ветер, не говоря уже о выработке кислорода. Безграмотная посадка лишает город этих экосистемных услуг", — подчёркивает она.
Управляющий собственник Urban Green Юлия Сорокина, рассказала, что самой распространённой ошибкой при посадке саженцев является заглубление корневой шейки. "Она должна быть на воздухе. Если глубже — шейка гниёт и дерево умирает. 60% погибших саженцев — из–за этого. А ещё — вредители, болезни, неправильный полив. Это наука. Не зря люди получают профильное образование", — говорит она.
По словам руководителя питомника "Северная флора" Марии Короткевич, проблема также заключается в технических заданиях, не всегда корректно составленных. "У нас очень сильно страдают расценки — иногда они очень старого образца, чуть ли не 1960–х годов. И соответственно, когда подрядчик смотрит аукцион, он видит, что к этому проекту нужны растения, которые указаны в ГОСТе. Они должны быть метр двадцать, а стоимость этого может быть, например, 75 рублей 12 копеек. И вот как им выкручиваться в этой ситуации? Вот в чём дело. А технадзор приходит с рулеткой и будет мерить, какое он растение посадил, какие горшки приехали и какой высоты. И никто не хочет это всё пересматривать, садиться и переделывать полностью все прайсы и расценки", — объясняет она.

Компенсация и дренаж

Лидер петербургского отделения партии "Зелёные" Кристина Черемных считает одной из главных системных проблем отсутствие дренажа.
"Это ярко проявилось, например, в парке Авиаторов, Купчинском сквере и парке Дружбы — там уже погибло много саженцев. А работы в этих зонах, между прочим, вели разные подрядчики. Бывает, конечно, что закупают слабые саженцы для озеленения города, но чаще всего деревья погибают из–за застоя воды и гниения корневой системы. И всё из–за упомянутого отсутствия дренажа", — подчёркивает она.
Петербургские "Зелёные" уже передали в рабочую группу Законодательного собрания Санкт–Петербурга соответствующие предложения по корректировке городского закона "О благоустройстве". Они предлагают закрепить обязательный дренаж, почвенную экспертизу, экологичный покос и участие граждан в обсуждении проектов.
В пресс–службе комитета по благоустройству сообщили, что при заключении договоров на поставку посадочного материала в качестве обязательного условия предусматриваются гарантийные обязательства для поставщиков по качеству продукции. Таким образом, в случае гибели молодых посадок сверх установленной величины естественного отпада они восполняются за счёт поставщиков посадочного материала.
Я работаю только с теми, кому важно качество — для кого сад не просто "газончик ради галочки", а живая экосистема, согласованная с природой вокруг. Поэтому сотрудничаю с питомниками, где контролируют каждый саженец — от кома до влажности, от корней до упаковки. У частных заказчиков иначе и не получится. Если дерево не прижилось — сразу идут ко мне, и я несу ответственность. Частный клиент понимает, за что платит, поэтому в таких проектах мы тщательно следим за качеством — и посадочного материала, и работ. Важно, чтобы у дерева был правильно сформированный земляной ком, неповреждённые питающие корни. Если корни обрублены или ком пересох, даже внешне здоровое растение может погибнуть через год. В частных проектах я контролирую каждый этап: от выбора растений до их доставки и посадки. Дерево нельзя просто посадить и забыть. Если не обеспечить регулярный полив, особенно в первый сезон, саженец погибнет. Иногда кустарники или хвойники погибают из–за того, что их не проливали в засуху или, наоборот, залили. В тендерах такие нюансы часто не учитываются. А если цена занижена — страдает всё: и выбор поставщика, и работа, и результат. У нас таких ситуаций не бывает, потому что мы отвечаем за конечный результат и работаем в системе, где это важно.
Ольга Вартанова
ландшафтный дизайнер
Конечно, наш регион является зоной рискованного земледелия. Но если подбирать правильные виды и сорта растений и если за растениями есть уход, то всё, как правило, хорошо. Есть нюансы в сроках посадки. Лучшее время для высадки растений в грунт — весна или осень. Но не всегда аукционы успевают разыгрываться, да и дальнейшее заключение договора тоже не быстрый процесс. Подрядчики, как правило, делают всё по смете и по проекту, поэтому тут скорее вопрос больше к проектировщикам, которые включают в план озеленения растения не для нашего региона или прописывают в ТЗ высоты растений, которые никак нельзя вписать в сметные расценки. Играют на этих тендерах все кому хочется. Зачастую у компаний нет своего посадочного материала и нет понимания, где взять качественный посадочный материал. Они рассылают запросы, им высылают ответы, а потом дело доходит до поставки и оказывается, что материала уже нет или он не отвечает нужным характеристикам и качеству. Те, кто выигрывает, как правило, сильно занижают стоимость своих работ. Соответственно, в эту сумму мы, например, не готовы укладываться и с этим сложно что–либо сделать. По моему мнению, если тендер уже прошёл и выиграла компания, которая дала меньшую цену, то следует ужесточить вопрос о том, кто и как эту работу будет принимать.
Юлия Донская
главный специалист питомника растений "Славянский ландшафт"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.