Петербургские активы крупнейшего в России рыболовецкого холдинга "Норебо" стали собственностью новой компании "Ладога".
С конца июня активами с суммарной выручкой 16,8 млрд рублей за 2024 год владеет лично основатель холдинга "Норебо" миллиардер Виталий Орлов. Эксперты полагают, что таким образом он планирует добиться снятия международных санкций.
Теперь без "Норебо"
Единственный держатель петербургских активов, ранее принадлежавших АО "Норебо холдинг", теперь ООО "Ладога". Ему принадлежат 100% долей верфей ООО "Нева–Стапель" и ООО "Судостроительный завод “Отрадное”", а также компаний "Арктик Шиппинг", "Норебо логистика", переименованной в "Экспедитор", и недавно учреждённого ООО "Берхафф".
"Арктик Шиппинг" и "Экспедитор" занимаются грузоперевозками, "Берхафф" будет производить оборудование для рыбофабрик. Суммарная выручка этих компаний за 2024 год составила 16,8 млрд рублей. Самый хороший результат у верфи "СЗ “Отрадное”" — 8,7 млрд.
Компания "Ладога" учреждена в конце мая с профилем "вложения в ценные бумаги и деятельность дилерская". 99,9% её долей принадлежат основателю "Норебо" Виталию Орлову, 0,1% у управляющей компании "Верфь", которая также его полная собственность. Управляет "Ладогой" тоже УК "Верфь".
Таким образом, все петербургские активы, которые до конца июня этого года считались активами крупнейшего в России рыбопромышленного холдинга "Норебо", теперь целиком принадлежат лично Виталию Орлову через новую компанию "Ладога" и им же управляются через УК "Верфь".
До появления "Ладоги" верфи "Нева–Стапель" и СЗ "Отрадное", а также "Арктик Шиппинг", "Экспедитор" и "Бархафф" принадлежали АО "Норебо Холдинг", чьи акционеры не разглашаются. "Норебо Холдингом" управляет УК "Норебо", принадлежащая Виталию Орлову.
Слово "Норебо" в новой бизнес–конструкции отсутствует.
В группе "Норебо" на вопрос о причинах смены структуры собственников сообщили:"“Норебо” является группой рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний. ООО “Нева–Стапель”, ООО “Судоремонтный завод “Отрадное”, “Арктик Шиппинг”, “Норебо логистика”, ООО "Берхафф" не являются рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими организациями, не связаны с основным видом деятельности ГК “Норебо”. Передача долей компаний ООО “Ладога” обусловлена оптимизацией и повышением эффективности перечисленных организаций по их основным видам деятельности".
Пишем "рыбак", думаем "шпион"
Медийная активность компаний, ранее принадлежавших "Норебо", говорит об их динамичном развитии и раздражении, которое вызывает это развитие у властей стран Евросоюза.
В последних числах июня краболовное судно "Механик Степанов" проекта 03070, построенное на верфи ООО "Нева–Стапель" в Отрадном (Ленинградская область), переместили на терминал "Морской фасад" в Санкт–Петербурге для проведения ходовых испытаний. Это второе серийное судно проекта 03070, построенное верфью для компании "Островной–Краб". Первое, "Механик Цурканов", приступило к ходовым испытаниям 17 июня.
В ноябре 2024 года судостроительный завод "Отрадное" завершил строительство головного рыболовного морозильного траулера проекта 1701 "Орион" для мурманской рыболовецкой компании "Стрелец". В конце декабря верфь завершила строительство второго траулера проекта 1701 "Лев" для мурманской компании "Эридан".
В прошлом мае СМИ заинтересовались компанией "Арктик Шиппинг", которая обычно себя не афиширует. Тогда власти Нидерландов отказались пускать в порт Эмсхавен принадлежащее "Арктик Шиппинг" рыболовецкое судно "Беломорье". Возможным поводом для отказа назывались публикации европейских СМИ о том, будто российские рыболовные суда могут быть замешаны в шпионской деятельности.
21 мая Евросоюз впервые ввёл санкции против российских рыбопромышленных компаний. 17–й пакет санкций установил ограничения на суда холдингов "Норебо" и "Мурман СиФуд". Санкции запрещают проход судов в водах Евросоюза, их ремонт и выгрузку рыбы в европейских портах. Инициаторы санкций обосновали их тем, что суда этих компаний якобы оснащены технологиями для морского шпионажа.
7 июля портал PortNews со ссылкой на официальный сайт правительства Норвегии сообщил о закрытии портов страны для двух российских рыбопромышленных компаний — "Норебо" и "Мурман СиФуд".
Должен быть план "Б"
По мнению первого заместителя генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Льва Засыпко, предпринятая реструктуризация собственников петербургских активов "Норебо" связана с введёнными в отношении "Норебо" международными санкциями, однако непонятно, насколько она окажется эффективной.
"Думаю, юридическое отделение входивших в холдинг “Норебо” петербургских верфей и логистических компаний от материнского холдинга вряд ли приведёт к выводу этих компаний из–под действия международных санкций. Однако точно это приведёт к технологическому суверенитету основной компании, потому что облегчит эксплуатацию промыслового флота и рыбоперерабатывающего оборудования. Но я могу ошибаться, в “Норебо” сильные юристы, раз они так поступили — значит, у них есть план и, наверное, план “Б”. Время покажет", — говорит руководитель МКС.
Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров полагает, что изменение структуры собственности, как и уход руководства в отставку, — способ минимизировать санкционные риски для дочерних компаний, поскольку санкции часто накладываются буквально путём "загугливания" названий в интернете.
"В соответствии с санкционным регулированием ЕС компании, находящиеся более чем на 50% в собственности санкционного лица, рассматриваются как санкционные лица. Но критерий собственности — не единственный, чтобы рассматривать компанию, персонально не включённую в санкционный список, как санкционную. Блокирующие санкции могут быть применены и к таким компаниям, в уставном капитале которых доля санкционного лица составляет менее 50%, но контроль осуществляется иными способами. Предпринятый “Норебо” манёвр может быть использован для последующего снятия санкций или перезапуска международной деятельности от лица новых компаний. В данном случае “дочерние” активы фактически стали “сестринскими”. То есть принадлежат бенефициару “Норебо” напрямую. Могу предположить, что изменение структуры активов, принадлежащих господину Орлову, полностью не завершено. Вероятно, мы увидим сегрегацию собственников, менеджеров и обслуживающих лиц (провайдеров юридических, консалтинговых, бухгалтерских услуг) на тех, кто работает с подсанкционными лицами, и на тех, кто взаимодействует с активами, не попавшими под санкции", — говорит юрист.