В Великом Новгороде завершили раскопки на месте будущего музейного центра

Автор фото: Проектный институт "Арена"

Как и в Петербурге, в Новгороде трепетно относятся к культурному наследию. Год назад в городе на Волхове разразился настоящий скандал из–за планов начать возводить музейный центр до окончания археологических изысканий.

К настоящему времени археологические работы на раскопе завершены, все они выполнены вручную под наблюдением археологов. Но как говорится, осадочек остался.

Что строят в исторической части Великого Новгорода

В мае 2024 года Минстрой России сообщил, что в Великом Новгороде началась подготовка к строительству Национального историко–археологического центра им. В. Л. Янина. Центр должен стать частью одного из старейших музеев России — Новгородского государственного объединённого музея–заповедника, которому на днях исполнилось 160 лет.
"Общая площадь пятиэтажного здания составит 6,2 тыс. м2. Оно будет предназначено для хранения, изучения, реставрации изделий из металла, древесины, ткани и показа новгородских древностей", — цитировала пресс–служба Минстроя министра строительства и ЖКХ РФ Юрия Гордеева.
Инициативу по строительству центра поддержал премьер–министр Михаил Мишустин.
Приступить к основным строительно–монтажным работам планировалось осенью 2024 года, а завершить — в 2027 году. Стоимость проекта составляет более 1,7 млрд рублей (порядка 3% бюджета Новгородской области). Заказчиком является Новгородский музей–заповедник, техническим заказчиком и куратором проекта — ППК "Единый заказчик в сфере строительства". По итогам открытого конкурса подрядчиком стало ООО "ТСП". Разработкой проекта будущего здания занимался проектный институт уникальных сооружений "Арена".
Изначально музейщики вели разговор о строительстве фондохранилища: первая задача объекта — расширить площади для хранения в подобающих условиях ценных находок, сделанных в культурном слое Великого Новгорода. Однако затем на вещи посмотрели шире, и в конечном итоге центр был запланирован также как здание для профессионального изучения находок (с помощью новейшего современного оборудования) и выставочное пространство, конференц–зал — словом, место, где к отечественной истории каждый сможет прикоснуться почти буквально.
В качестве места для строительства центра выбрали участок Троицкого раскопа (находится на современной Троицкой улице вблизи церкви Святой Троицы). Раскопки в этом районе велись с середины 1970–х. "Троицкий–17" и "Троицкий–18" (а работы на протяжении десятилетий ведутся частями) стали теми самыми участками, где запланировано строительство.
В свою очередь, новгородский культурный слой (тот самый, где продолжают ждать своего часа берестяные грамоты и другие уникальные находки) под номером один входит в число 37 памятников истории и культуры Великого Новгорода и окрестностей, включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году. Но ещё в далеком 1969–м по инициативе В. Л. Янина, на тот момент уже доктора исторических наук, исследователя новгородских древностей, Новгородским горисполкомом было принято постановление "Об охране культурного слоя г. Новгорода".
Этот прецедент вошёл в государственную практику и помог сохранить культурное наследие не только в Новгороде, но и ещё в 114 исторических городах. Янину было присвоено звание почётного гражданина Новгорода, которым он впоследствии очень дорожил.

Почему новгородцы выступали против строительства музейного центра

Культурный слой в Великом Новгороде — предмет гордости каждого едва ли не с пелёнок. С молоком матери здесь впитывают правило: прежде чем вести любое строительство в пределах окольного вала (в исторической части города), нужно провести археологические раскопки.
При этом новгородцы твёрдо уверены: приезжие (их до сих пор называют варягами) не могут с душевным трепетом относиться к новгородским ценностям и готовы вынимать культурный слой экскаваторами. Поэтому, когда выяснилось, что анонсированное время начала строительных работ вот–вот наступит, а археологические работы не закончены, разразился скандал.
Противники строительства требовали "спасти наследие Великого Новгорода" и остановить работы, в интернете запустили петицию. Тогда гендиректор Новгородского музея–заповедника Сергей Брюн заверил, что Троицкий раскоп не подвергнется разбору экскаваторами и ни одна находка не пострадает. Под навесами, с тепловыми пушками археологи продолжили работать. В северной части раскопа работы были завершены в ноябре, в южной — продолжились зимой. Анонсировали, что к маю работы будут закончены.

Закончены ли археологические исследования

Эксклюзивный комментарий о текущей ситуации на Троицком раскопе и на строительстве Историко–археологического центра академика Янина корреспонденту "ДП" дал Сергей Брюн.
Он подтвердил, что археологические работы на раскопе завершены.
"За прошлый сезон мы получили больше 15 тыс. уникальных находок. Это и берестяные грамоты, и уникальные памятники нумизматики, сфрагистики, в том числе одна из древнейших печатей Владимира Мономаха, предметы вооружения, ювелирного искусства, быта, — рассказал Сергей Брюн. — К окончанию работы, конечно, слой беднеет. В XII веке это был богатый боярский квартал Новгорода, и находки в этом слое соответствующие. А в середине Х века здесь была окраина Новгорода, жителей мало и находок, соответственно, меньше. Но даже в этом сезоне, в этом слое — замечательные находки именно ранние, которые прекрасно иллюстрируют путь из варяг в греки. Залежи абиссинских монет, молоточки Тора, печь для обработки металла — всё это в этом году было найдено. Находки пополнят не только фонды нашего музея, но и, я надеюсь, экспозицию, которая увековечит Троицкий раскоп в будущем Центре академика Янина".
Сергей Брюн выразил надежду, что в историко–археологическом центре найдётся место для мемориального кабинета, экспозиции, посвящённой самому Валентину Лаврентьевичу Янину. Центр решит также фундаментальную для Новгорода проблему консервации археологического дерева. Появится возможность сделать хорошую камеру и создать все условия для работы с древесиной в больших масштабах, что позволит консервировать большие объёмы и части конструкций деревянного Новгорода, которые сейчас идут на демонтаж и на выброс как отработанный материал.

Что нашли археологи

О значимости находок, сделанных в ходе работ на Троицком раскопе, и возможностях, которые даст науке историко–археологический центр, на пресс–конференции рассказал главный хранитель музея Алексей Андриенко. По его словам, 15 тыс. находок прошлого сезона дают подробную картину жизни средневекового города на разных этапах, от XV до начала X века. "Практически этим исследованием мы завершили археологическое изучение целого средневекового квартала.
Все строительные периоды, все границы усадеб — это огромный пласт знаний, который будет исследоваться не одним поколением археологов, лингвистов и так далее. Усадьбы, которые исследовались в этом году, с юга примыкают к известнейшей усадьбе смесного суда князя и посадника первой половины XII века, которая исследовалась в конце 1990–х — начале 2000–х годов. Оттуда, учитывая её административный характер, происходило огромное количество берестяных грамот. Соседняя усадьба не может быть бедной. Люди тесно связаны с этой знаменитой усадьбой, на которой в ранних слоях была найдена знаменитая "Новгородская псалтирь", самая ранняя книга–цера на восковых табличках".
По словам главного хранителя музея, с послевоенного времени Новгородский музей использует исторические помещения в Кремле. Историко–археологический центр не просто расширит площади хранения, но позволит отказаться от использования исторических памятников в этих целях. Центр будет строиться по техзаданиям музейщиков и требованиям к хранению музейных предметов, приспосабливаться под нужды музея и реставрационных мастерских.
На сегодняшний день исследовано менее 5% площади средневекового Новгорода, прозвучало на пресс–конференции. А это значит, что историко–археологический центр с каждым годом будет всё более востребованным.