Фельдшеров, санитаров и акушерок будут учить лучше и больше. Но они всё равно вряд ли смогут заменить врачей.
Масштабная реформа в сфере среднего медицинского образования идёт уже не первый год. Она преследует две основные цели — ликвидацию дефицита кадров и повышение качества образования. Однако, по мнению экспертов, ни одна из них не будет достигнута, если при реализации нововведений будет использован формальный подход.
Больше практики
Первые изменения в сфере среднего медицинского образования, ставшие предметом ожесточенных споров, были реализованы ещё в 2023 году. Реформы затронули сроки обучения для учащихся медицинских колледжей. По восьми специальностям их сократили на год, а по двум — на 4 месяца. Ради этого решили пожертвовать часами подготовки по таким фундаментальным дисциплинам, как анатомия и физиология.
“
"Сокращение сроков обучения в среднем медобразовании — мера, которая может помочь быстрее закрывать кадровые разрывы, особенно в первичном звене. Но без пересмотра содержания программ и усиления практики это шаг с рисками", — предупреждал тогда основатель мобильного приложения "Справочник врача" Константин Хоманов.
По всей видимости, этот момент учли, и в 2024–2025 годах были введены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в рамках которых прямо с первого курса увеличивались часы клинической практики.
"Увеличение объёма практической деятельности в медицинских колледжах играет существенную роль в повышении качества медицинской помощи, — считает генеральный директор медтех–компании Lab4U Алексей Образцов. — Такое нововведение позволяет эффективно сочетать теоретическую подготовку с практическими навыками. Студенты быстрее адаптируются к профессиональной деятельности и учатся оперативно реагировать на экстренные ситуации".
Как отмечает основатель клиники красоты и здоровья "Нью Лайф" Ольга Колсанова, в практические занятия не просто добавили часы, но и пересмотрели саму логику обучения. Сначала базовые теоретические блоки, а затем — как можно быстрее — отработка навыков на фантомах, в симуляционных кабинетах и, наконец, в реальных условиях.
Помимо практико–ориентированного обучения в программу среднего медицинского образования также были включены модули по цифровой грамотности и работе с медицинскими информационными системами (например, ЕГИСЗ).
“
"Появятся скорее не отдельные новые предметы, а сквозные модули и компетенции, интегрированные во все профессиональные блоки, — полагает Ольга Колсанова. — Например, те же цифровые навыки будут отрабатываться при изучении ухода за пациентом. Как ввести данные, как заказать процедуру в МИС. А при изучении диагностики — как работать с цифровым рентгеном или КТ. Усилится также блок медицинской этики, психологии общения с пациентом и его родственниками. Это то, что крайне важно на практике, но раньше порой уходило на второй план".
Палка о двух концах
По мнению директора исследовательского центра "Аналитика. Бизнес. Право" Венеры Шайдуллиной, законодательные изменения в системе среднего медицинского образования России, введённые в 2024–2025 годах, — это только начало.
"Увеличение часов клинической практики с первого курса и включение модулей по цифровой грамотности и работе с ЕГИСЗ — старт масштабной трансформации, направленной на подготовку конкурентоспособных специалистов", — убеждена она.
“
"Это не просто реформа ради реформы, а жизненная необходимость привести подготовку специалистов среднего звена в соответствие с реалиями современной медицины, — соглашается Ольга Колсанова. — Мы видим, как быстро меняются технологии, как растёт роль среднего медперсонала. Медсёстры, фельдшеры становятся всё более самостоятельными, работают со сложным оборудованием, ведут электронную документацию".
По мнению эксперта, инициаторы реформ преследуют вполне понятные цели: подготовить выпускников, которые не будут "сырыми", придя на первое рабочее место, а смогут сразу включаться в процесс.
"Повысить их конкурентоспособность, сократить время адаптации, ну и, конечно, сделать профессию более привлекательной, показав, что это не просто выполнение указаний врача, а самостоятельная, технологичная и ответственная работа", — поясняет Ольга Колсанова.
Более того, планируется максимально расширить полномочия среднего медицинского персонала. С 1 сентября 2025 года вступит в силу приказ Минздрава №155н, разрешающий передачу фельдшерам и акушеркам функций врачей при нехватке специалистов. Это касается первичной медико–санитарной и скорой помощи. Например, фельдшеры смогут назначать лекарства, включая наркотические и психотропные препараты, а также вести пациентов с хроническими заболеваниями. Расширение охватывает замену врачей по таким специальностям, как терапевты, педиатры, акушеры–гинекологи и врачи общей практики.
Но как раз это решение вызывает серьёзные опасения. "Такой подход представляется крайне рискованным, поскольку в медицинских колледжах отсутствует врачебная подготовка на уровне вузов. Средний медперсонал не обладает необходимыми знаниями в области патогенеза заболеваний и фармакотерапии, что может привести к серьёзным проблемам при лечении", — убеждён Алексей Образцов.
Входные фильтры
Опрошенные "ДП" эксперты обозначили ещё целый ряд рисков, которые несёт в себе реформа среднего медицинского образования. Например, по мнению Ольги Колсановой, если увеличение практики будет организовано формально, без квалифицированных наставников и должного оснащения или если программы перегрузят новыми требованиями без оптимизации старых блоков, это может привести к снижению качества усвоения материала.
"Ценность — в балансе и качестве реализации на местах", — подчёркивает она.
Кроме того, не все студенты способны выдержать повышенную нагрузку с первого курса. Это, по мнению Алексея Образцова, тоже существенный минус.
"Необходимо осуществлять психологическую подготовку абитуриентов к специфике будущей профессии. На мой взгляд, следует ввести психологическое консультирование при поступлении с моделированием различных экстренных ситуаций для оценки способностей будущих специалистов", — отмечает эксперт.
Ольга Колсанова тоже полагает, что нужен более строгий отбор на входе. "Сейчас, к сожалению, конкурс аттестатов зачастую является единственным ситом при поступлении. Это не всегда помогает отобрать тех, кто действительно мотивирован работать в медицине, кто обладает необходимыми личностными качествами — эмпатией, стрессоустойчивостью, ответственностью. Поэтому разговоры о введении дополнительных вступительных испытаний, например тестов на психологическую готовность к работе с людьми, на базовые знания по биологии и химии, на общую эрудицию и логику, сейчас активно ведутся. И на мой взгляд, имеют под собой веское основание", — говорит она.
По мнению эксперта, такие испытания могли бы повысить качество набора, отсеять случайных людей и привлечь более осознанных абитуриентов, которые понимают специфику и сложность профессии.