Автор фото: Валентин Беликов/ДП
Развитие рынка новостроек Петербурга и Ленинградской области в 2025 году обсудили участники Строительной конференции "Делового Петербурга". Общий вывод — продукт сегодня является определяющим фактором для работы.
По итогам 9 месяцев 2025 года рынок новостроек Петербурга и Ленинградской области демонстрирует устойчивый рост цен на фоне высокой доли ипотечных сделок, отметила коммерческий директор ГК "А101" Мария Орлова. Общий объём предложения в агломерации — около 3 млн м2, из которых на Петербург приходится 56% (1,66 млн м2), а на Ленобласть — 44% (1,34 млн м2).
Разрыв в стоимости квадратного метра между регионом и городом сокращается: средняя цена в городе достигла 328 тыс. руб./м2 (+18% за год), в то время как в области — 175 тыс. руб./м2 (+12% за год).
Спрос в агломерации — 65% Петербург и 35% Ленобласть. Ключевым драйвером рынка остаётся ипотека, её доля в сделках составляет 44% в Петербурге и 59% в области. При этом в проектах ГК "А101" после июля 2024 года доля ипотечных покупок достигла 75%, из которых 95% пришлось на государственные субсидированные программы.
Средняя сумма кредита — 5,5-7 млн рублей, первый взнос — 1,3-1,7 млн рублей. Портрет ипотечного покупателя в сегменте массового рынка — это семья с детьми (78%), со средним доходом на семью 180 тыс. рублей, работающая в сферах торговли, IT или науки.
В Ленинградской области отмечается значительная дифференциация ценовой динамики по районам, отметила Мария Орлова. Так, за последний квартал рост цен варьировался от −7% до +31%. Наибольший рост демонстрируют Всеволожский и Ломоносовский районы — плюс 10% и 17% соответственно. На фоне этого ГК "А101" укрепила свои позиции, поднявшись с 13-го на 5-е место в рейтинге застройщиков ЛО по объёму продаж. Это стало возможным благодаря выводу двух новых очередей в проектах Группы в Лаголово и Всеволожске. В планах компании на следующий год – запустить три очереди на этих же объектах.
Среди актуальных трендов рынка Мария Орлова назвала сокращение инвестиций в площадки под девелопмент из-за ужесточения кредитования, роста инфляции и налоговой нагрузки.
"Ключевые выводы: рынок продолжает рост, опираясь на господдержку ипотеки, при этом Ленинградская область наращивает долю как в предложении, так и в спросе, предлагая более доступное жильё", — резюмировала Мария Орлова.
Коммерческий директор ГК "А101" Мария Орлова.
Коммерческий директор ГК "А101" Мария Орлова.
Автор: Беликов Валентин/ДП
Заместитель коммерческого директора по маркетингу холдинга "РСТИ" Екатерина Пчёлкина напомнила, что рынок новостроек Петербурга и Ленинградской области в 2024-2025 годах пережил кардинальный переход от модели роста, управляемой государственными льготными программами, к новой ситуации, где главную роль играет реальный спрос и качество продукта. Отправной точкой стало прекращение программы льготной ипотеки, за которым последовало сокращение лимитов на семейную ипотеку и закрытие для Петербурга IT-программы. В январе вступил в силу запрет Центробанка на субсидирование ставок застройщиков — банки стали сворачивать свои программы, ситуация по ипотеке продолжала ухудшаться.
"Это привело к фундаментальному сдвигу в поведении покупателей. Если в 2024 году на ипотеку приходился 81% продаж, то к 2025 году её доля сократилась до 61%, уступив место рассрочке, которая из второстепенной опции превратилась в основной инструмент покупки — её доля выросла с 16 до 35%", — рассказала Екатерина Пчёлкина.
"Что касается наших планов. В 2026 году РСТИ планирует усилить позиции на рынке Петербурга. В этом году мы вывели в продажу два новых проекта — "Аурум“ и "Гранат" — и запустили в продажу вторую очередь проекта "Кинопарк". Суммарно это дало нам порядка 86 тыс. м2 реализации. Планы на следующий год примерно сопоставимы — запустить три очереди в этих же проектах общей площадью порядка 85 тыс. м2. Расширение ассортимента позволяет нам формировать конкурентные преимущества — мы стараемся масштабировать успешные продуктовые решения в новых очередях наших проектов", — закончила выступление Екатерина Пчёлкина.

Как девелоперам работать в центре Петербурга

Генеральный директор компании City Solutions Василий Тимофеев рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются девелоперы при реализации проектов в историческом центре Петербурга.
"Расскажу случай из жизни. Итак, земельный участок, Чёрная речка, дом 1. Хорошее видовое место, у которого вроде бы есть перспективы. При этом есть наличие коллектора и исторического дома, формирующего уличный фронт застройки, снести его невозможно. Спроектировать жилой комплекс на участке невозможно — исторический дом находится ровно в середине. Что мы сделали? Нам пришлось перевезти этот дом — просто взять, пересадить на бетонную плиту и переместить на 42 м. Этот случай показывает основную проблематику строительства в центре города — в городе не осталось хороших участков, они закончились ещё вчера. Чтобы освоить каждый следующий участок, необходимо сделать что-то новое, что не позволяло его освоить раньше", — выступил Василий Тимофеев.
Генеральный директор компании City Solutions Василий Тимофеев
Генеральный директор компании City Solutions Василий Тимофеев
Автор: Беликов Валентин/ДП
Перенос дома занял почти 2 года с момента формирования идеи до завершения работ. "Чтобы выйти на любой участок в центре города, нужно время. И гораздо больше времени, чем позволяет банковский процент и бридж. Основной момент стройки в центре — непредсказуемость в части сроков", — поделился эксперт.
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области, секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Анна Хмелёва назвала две проблемы работы в историческом центре.
"Первая заключается в том, что, когда девелоперы приходят строить в исторический центр, где имеется сложившаяся историческая архитектурная градостроительная среда, они начинают "лепить", простите за жаргонизм, объекты, которые дико диссонируют с этой исторической средой. Это началось в советское время, и не очень понятно, зачем мы продолжаем это делать. Зачем стекло и бетон нужно непременно засунуть в XVIII-XIX век? Этого нельзя делать в Суздале, в Торжке, в Рыбинске, а в Петербурге можно, — отметила Анна Хмелёва. — Вторая большая проблема — найти дом в центре, где можно спасти хотя бы фасад, и начать его сносить. Это не надо сносить, с этим нужно работать. Напомню, что при Николае I нельзя было сносить здания Петровской эпохи без его подписи. Нам нужно стараться очень бережно относиться к объектам. Особенно жалко, когда мы видим, что то, что можно сохранить, разрушается". Уместность и "бережность" необходимы для работы в центре".
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области, секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Анна Хмелева
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области, секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Анна Хмелева
Автор: Беликов Валентин/ДП

Что могут предложить застройщики насмотренному покупателю

Генеральный директор девелоперской компании STAVNI Александр Свинолобов рассказал о том, что сегмент жилья бизнес-класса сегодня переживает значительную трансформацию. За год объём предложения сократился на 13%, а средневзвешенная цена выросла на 23%. Спрос сместился в сторону новых проектов, на которые приходится 55% сделок, однако рынку остро не хватает объектов с высокими продуктовыми характеристиками, понятными потребителю.
"Чего сегодня не хватает покупателю? Сегодня ему крайне важно платить за то, что является бизнес-классом в общем понимании", — уверен девелопер.
Ключевыми решениями в этом плане он называет отказ от нефункциональных решений, унификацию планировок для повышения эффективности пространства, а также растущую роль общественных пространств и архитектурной идентичности. Кроме того, компании фокусируются на благоустройстве, развитии инфраструктуры и т. п.
"В своём первом проекте — в октябре STAVNI получили разрешение на строительство камерного дома на Обводном канале — мы поставили цель представить клиенту настоящий бизнес-класс. И этим мы хотим выделиться на рынке. Так, для нас бизнес-класс — это не тысячи лотов, а ограниченное количество квартир, что создаёт камерность и качество среды. Из других характеристик — логичная функциональность без "лишних" метров, продуманная территория, разделённая на разные сценарии для жителей, и технологии, которые действительно повышают качество жизни. Конечно, локация имеет значение. Но в условиях Петербурга она не определяет ценность автоматически: важнее то, что получает покупатель внутри дома, — инженерия, материалы, технологии. Это и отопление водяным теплым полом, и инженерные системы, спрятанные в перекрытия, и принудительная вентиляция, создающая правильный воздухообмен, и возможность установки рекуперации как элемента более высокого стандарта. По сути, покупатель должен чётко понимать, за что он платит — не только за адрес или архитектуру, но и за технологическую начинку и качество пространства. Тогда бизнес-класс действительно стоит своих денег", — подчеркнул Александр Свинолобов.
Генеральный директор девелоперской компании STAVNI Александр Свинолобов
Генеральный директор девелоперской компании STAVNI Александр Свинолобов
Автор: Беликов Валентин/ДП
Коммерческий директор ГК "Вертикаль" Роман Корнышев также отметил, что клиент в 2025 году отличается высоким уровнем насмотренности. Современный рынок недвижимости, особенно в условиях насыщения (28 м2 на человека), смещает фокус с цены на ценность и эмоциональную связь, уверен он.
"Успешные проекты строятся не на квадратных метрах, а на интеграции в жизнь и ритм покупателя. Ключевая задача — создать проект, который вдохновляет. Это требует от девелопера работы с эмоциями, историей места и созданием сильного бренда, который находит отклик и позволяет установить эмоциональную связь со своим выбором", — поясняет Роман Корнышев.
Он привёл пример, что, рассказывая клиентам о ЖК "Знатный" на улице Коли Томчака, компания говорит о развитии локации проекта, её преимуществах, близости к Москве — по сути речь идёт о доме "в трёх станция метро до Москвы (с учётом ВСМ)» и т. п. История места в этом контексте связана с тем, что ранее на участке находилась макаронная фабрика. Даже название и логотип проекта — отсылка к выпускавшимся на ней изделиям, а дополнительные акценты — оформление детской площадки в тематике макаронной фабрики. Такая привязка к месту позволяет выделить проект и сделать его запоминающимся.
"Понятно, что потом эмоция, о которой мы говорим, дополняется рациональными аргументами из продуктовой составляющей: грамотная квартирография, высота потолков, особые материалы, архитектура и прочее. Это позволяет приравнять цену к той самой ценности", — завершил Роман Корнышев.
Коммерческий директор ГК "Вертикаль" Роман Корнышев
Коммерческий директор ГК "Вертикаль" Роман Корнышев
Автор: Беликов Валентин/ДП
О предпочтениях покупателей жилья комфорт-класса рассказала коммерческий директор группы компаний "КВС" Анжелика Альшаева. Основное, что работает сегодня, — это качественный, хороший продукт, уверена она.
"Мы продолжаем плотно работать с проектировщиками над планировочными решениями, делая их комфортными и разнообразными. В списке планировок — квартиры с террасами на первых этажах, с видовыми террасами на высоких этажах, с французскими балконами, с окнами в ванной комнате, с окнами в рабочей зоне кухни, с гардеробными, с постирочными и пр. И конечно, дом для покупателя начинается с квартала, с подъезда, с входной группы. Надо обращать внимание абсолютно на всё. Мы делаем добрососедские пространства, соседский центр, бьюти-коворкинг, недавно открыли подростковый клуб", — перечисляет Анжелика Альшаева.
Вторая составляющая успеха — работа с покупателем.
"Мы все испытываем кадровый голод. Мы пытаемся найти общий язык с зумерами, подстраиваемся, бережём то, что имеем, объясняем сотрудникам, как важно быть клиентоориентированными. Все наши офисы работают 7 дней в неделю, мы открыты перед нашими клиентами, мы ведём прямые эфиры, проводим экскурсии на объекты, транслируем ход строительства. Это важно для клиентов, — отметила Анжелика Альшаева. — Также в 2025 году очень важно предоставить для клиентов решение и возможности по покупке квартиры. Сегодня доля ипотеки у нас составляет 60%, из них 90% — семейная. Хит — наша программа trade-in, доля которой составляет около 17% и доходит до 20%. Доля рассрочки у нас сейчас 15%, мы следим, чтобы она не увеличивалась. На фоне снижения ключевой ставки стала пользоваться спросом траншевая ипотека".
Коммерческий директор группы компаний "КВС" Анжелика Альшаева
Коммерческий директор группы компаний "КВС" Анжелика Альшаева
Автор: Беликов Валентин/ДП

Как меняется портрет покупателя новостроек Петербурга

Начальник отдела продаж компании "БФА-Девелопмент" Светлана Денисова рассказала о том, каким образом меняется портрет покупателя на примере ЖК "Огни залива".
"Общая структура покупателей по полу остаётся стабильной от очереди к очереди, это 52% женщин и 48% мужчин. По возрасту — основная группа 30-40 лет, вторая по значимости — 40-50 лет. Тот факт, что наш покупатель практически не молодеет, мы связываем с квартирографией объекта — мы строим квартиры для семей, это полнометражные крупные квартиры. На студии приходится не более 10%. Во второй возрастной группе преобладает число региональных покупателей. Во многом — это люди, которые планируют пенсионное проживание в Петербурге. Раньше у нас были покупатели из дальнего зарубежья, теперь их доля заметно сократилась. Конечно, преобладают люди из СНГ, из дружественных государств, но есть и наши бывшие соотечественники не из стран СНГ", — рассказала Светлана Денисова.
В способах оплаты около 72% приходится на сделки с ипотекой, 18,5% пользуются рассрочками. Остаются и те, кто готов на 100%-ную оплату, их не более 10%.
"Мы тоже работаем над тем, чтобы создавать добрососедство, чтобы отвечать на запросы покупателей, не только такие явные, как необходимость обеспечить ребенка местами в детском саду и в школе: эти потребности в нашем квартале полностью закрыты двумя школами, детсадом и детской поликлиникой, введёнными в течение двух последних лет. У людей есть потребность в ассимиляции на новом месте, в том, чтобы обзавестись нормальными человеческими связями, чтобы среда была дружелюбной, чтобы имелись возможности для досуга. Уникально соседство квартала сразу с двумя водными объектами — Дудергофским каналом и Финским заливом, вдоль них — благоустроенные набережные, прекрасный парк. Мы всячески стимулируем любые активности здорового образа жизни, много лет проводим гребную регату, на которую к нам съезжается весь район", — завершила свой доклад Светлана Денисова.
Начальник отдела продаж компании БФА-Девелопмент Светлана Денисова
Начальник отдела продаж компании БФА-Девелопмент Светлана Денисова
Автор: Беликов Валентин/ДП
Прогнозом относительно того, как будет меняться портрет покупателя жилья на рынке новостроек Петербурга и Ленинградской области, поделился коммерческий директор ГК "Алькор" Алексей Бушуев.
"До ковида покупателями были в основном молодые семьи, планирующие рождение детей, семьи с детьми, стремившиеся улучшить жилищные условия, клиенты старше 50 лет, приобретающие недвижимость для себя или взрослым детям. С момента запуска программы семейной ипотеки портрет изменился. В июле 2024 года, когда программа возобновилась на новых условиях, произошла очередная трансформация. «Сегодня покупатели приходят подготовленными, сравнивают варианты и задают много вопросов. На первый план выходят инфраструктура, школы, детские сады, транспортная доступность и качество окружения — клиенты выбирают не просто квартиру, а образ жизни. Также наблюдается рост спроса на семейные форматы. Вновь появляется инвестиционный спрос. Его стимулируют макроэкономические факторы: инфляция, нестабильность валюты и снижение ставок по депозитам. Недвижимость воспринимается как надёжный инструмент сохранения и приумножения средств", — перечисляет Алексей Бушуев.
Он уверен, что рынок недвижимости будет всё больше ориентироваться на качество продукта, а не только на площадь и цену. Покупатели рассматривают приобретение квартиры как событие, влияющее на улучшение жизни и долгосрочный комфорт.
"Для будущих владельцев важно, чтобы жилой комплекс и квартал соответствовали разным жизненным сценариям и ценностям: как изменится дорога до работы, какие магазины, кафе, рестораны будут доступны, насколько насыщенно будет организовано свободное время. В центре внимания окажутся образовательная среда и условия для детей (качественные школы и детские сады, наличие индивидуального подхода), зелёные зоны, социально-коммерческая инфраструктура, — отметил Алексей Бушуев. — Также при выборе жилья покупатели всё чаще оценивают прозрачность реализации проекта и надёжность застройщика, ход строительства социальных и коммерческих объектов (не только жилья), качество материалов. В целом — клиенты становятся более требовательными к конкретным аспектам жизни в новом ЖК, ориентируясь на комфорт, безопасность и удобство среды, а не только на квадратные метры".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.