Развитие рынка новостроек Петербурга и Ленинградской области в 2025 году обсудили участники Строительной конференции "Делового Петербурга". Общий вывод — продукт сегодня является определяющим фактором для работы.
По итогам 9 месяцев 2025 года рынок новостроек Петербурга и Ленинградской области демонстрирует устойчивый рост цен на фоне высокой доли ипотечных сделок, отметила коммерческий директор ГК "А101" Мария Орлова. Общий объём предложения в агломерации — около 3 млн м2, из которых на Петербург приходится 56% (1,66 млн м2), а на Ленобласть — 44% (1,34 млн м2).
Разрыв в стоимости квадратного метра между регионом и городом сокращается: средняя цена в городе достигла 328 тыс. руб./м2 (+18% за год), в то время как в области — 175 тыс. руб./м2 (+12% за год).
Спрос в агломерации — 65% Петербург и 35% Ленобласть. Ключевым драйвером рынка остаётся ипотека, её доля в сделках составляет 44% в Петербурге и 59% в области. При этом в проектах ГК "А101" после июля 2024 года доля ипотечных покупок достигла 75%, из которых 95% пришлось на государственные субсидированные программы.
Средняя сумма кредита — 5,5-7 млн рублей, первый взнос — 1,3-1,7 млн рублей. Портрет ипотечного покупателя в сегменте массового рынка — это семья с детьми (78%), со средним доходом на семью 180 тыс. рублей, работающая в сферах торговли, IT или науки.
В Ленинградской области отмечается значительная дифференциация ценовой динамики по районам, отметила Мария Орлова. Так, за последний квартал рост цен варьировался от −7% до +31%. Наибольший рост демонстрируют Всеволожский и Ломоносовский районы — плюс 10% и 17% соответственно. На фоне этого ГК "А101" укрепила свои позиции, поднявшись с 13-го на 5-е место в рейтинге застройщиков ЛО по объёму продаж. Это стало возможным благодаря выводу двух новых очередей в проектах Группы в Лаголово и Всеволожске. В планах компании на следующий год – запустить три очереди на этих же объектах.
Среди актуальных трендов рынка Мария Орлова назвала сокращение инвестиций в площадки под девелопмент из-за ужесточения кредитования, роста инфляции и налоговой нагрузки.
“
"Ключевые выводы: рынок продолжает рост, опираясь на господдержку ипотеки, при этом Ленинградская область наращивает долю как в предложении, так и в спросе, предлагая более доступное жильё", — резюмировала Мария Орлова.

Коммерческий директор ГК "А101" Мария Орлова.
Заместитель коммерческого директора по маркетингу холдинга "РСТИ" Екатерина Пчёлкина напомнила, что рынок новостроек Петербурга и Ленинградской области в 2024-2025 годах пережил кардинальный переход от модели роста, управляемой государственными льготными программами, к новой ситуации, где главную роль играет реальный спрос и качество продукта. Отправной точкой стало прекращение программы льготной ипотеки, за которым последовало сокращение лимитов на семейную ипотеку и закрытие для Петербурга IT-программы. В январе вступил в силу запрет Центробанка на субсидирование ставок застройщиков — банки стали сворачивать свои программы, ситуация по ипотеке продолжала ухудшаться.
“
"Это привело к фундаментальному сдвигу в поведении покупателей. Если в 2024 году на ипотеку приходился 81% продаж, то к 2025 году её доля сократилась до 61%, уступив место рассрочке, которая из второстепенной опции превратилась в основной инструмент покупки — её доля выросла с 16 до 35%", — рассказала Екатерина Пчёлкина.
"Что касается наших планов. В 2026 году РСТИ планирует усилить позиции на рынке Петербурга. В этом году мы вывели в продажу два новых проекта — "Аурум“ и "Гранат" — и запустили в продажу вторую очередь проекта "Кинопарк". Суммарно это дало нам порядка 86 тыс. м2 реализации. Планы на следующий год примерно сопоставимы — запустить три очереди в этих же проектах общей площадью порядка 85 тыс. м2. Расширение ассортимента позволяет нам формировать конкурентные преимущества — мы стараемся масштабировать успешные продуктовые решения в новых очередях наших проектов", — закончила выступление Екатерина Пчёлкина.
Как девелоперам работать в центре Петербурга
Генеральный директор компании City Solutions Василий Тимофеев рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются девелоперы при реализации проектов в историческом центре Петербурга.
“
"Расскажу случай из жизни. Итак, земельный участок, Чёрная речка, дом 1. Хорошее видовое место, у которого вроде бы есть перспективы. При этом есть наличие коллектора и исторического дома, формирующего уличный фронт застройки, снести его невозможно. Спроектировать жилой комплекс на участке невозможно — исторический дом находится ровно в середине. Что мы сделали? Нам пришлось перевезти этот дом — просто взять, пересадить на бетонную плиту и переместить на 42 м. Этот случай показывает основную проблематику строительства в центре города — в городе не осталось хороших участков, они закончились ещё вчера. Чтобы освоить каждый следующий участок, необходимо сделать что-то новое, что не позволяло его освоить раньше", — выступил Василий Тимофеев.

Генеральный директор компании City Solutions Василий Тимофеев
Перенос дома занял почти 2 года с момента формирования идеи до завершения работ. "Чтобы выйти на любой участок в центре города, нужно время. И гораздо больше времени, чем позволяет банковский процент и бридж. Основной момент стройки в центре — непредсказуемость в части сроков", — поделился эксперт.
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области, секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Анна Хмелёва назвала две проблемы работы в историческом центре.
“
"Первая заключается в том, что, когда девелоперы приходят строить в исторический центр, где имеется сложившаяся историческая архитектурная градостроительная среда, они начинают "лепить", простите за жаргонизм, объекты, которые дико диссонируют с этой исторической средой. Это началось в советское время, и не очень понятно, зачем мы продолжаем это делать. Зачем стекло и бетон нужно непременно засунуть в XVIII-XIX век? Этого нельзя делать в Суздале, в Торжке, в Рыбинске, а в Петербурге можно, — отметила Анна Хмелёва. — Вторая большая проблема — найти дом в центре, где можно спасти хотя бы фасад, и начать его сносить. Это не надо сносить, с этим нужно работать. Напомню, что при Николае I нельзя было сносить здания Петровской эпохи без его подписи. Нам нужно стараться очень бережно относиться к объектам. Особенно жалко, когда мы видим, что то, что можно сохранить, разрушается". Уместность и "бережность" необходимы для работы в центре".

Депутат Законодательного собрания Ленинградской области, секретарь попечительского совета Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Анна Хмелева
Что могут предложить застройщики насмотренному покупателю
Генеральный директор девелоперской компании STAVNI Александр Свинолобов рассказал о том, что сегмент жилья бизнес-класса сегодня переживает значительную трансформацию. За год объём предложения сократился на 13%, а средневзвешенная цена выросла на 23%. Спрос сместился в сторону новых проектов, на которые приходится 55% сделок, однако рынку остро не хватает объектов с высокими продуктовыми характеристиками, понятными потребителю.
“
"Чего сегодня не хватает покупателю? Сегодня ему крайне важно платить за то, что является бизнес-классом в общем понимании", — уверен девелопер.
Ключевыми решениями в этом плане он называет отказ от нефункциональных решений, унификацию планировок для повышения эффективности пространства, а также растущую роль общественных пространств и архитектурной идентичности. Кроме того, компании фокусируются на благоустройстве, развитии инфраструктуры и т. п.
“
"В своём первом проекте — в октябре STAVNI получили разрешение на строительство камерного дома на Обводном канале — мы поставили цель представить клиенту настоящий бизнес-класс. И этим мы хотим выделиться на рынке. Так, для нас бизнес-класс — это не тысячи лотов, а ограниченное количество квартир, что создаёт камерность и качество среды. Из других характеристик — логичная функциональность без "лишних" метров, продуманная территория, разделённая на разные сценарии для жителей, и технологии, которые действительно повышают качество жизни. Конечно, локация имеет значение. Но в условиях Петербурга она не определяет ценность автоматически: важнее то, что получает покупатель внутри дома, — инженерия, материалы, технологии. Это и отопление водяным теплым полом, и инженерные системы, спрятанные в перекрытия, и принудительная вентиляция, создающая правильный воздухообмен, и возможность установки рекуперации как элемента более высокого стандарта. По сути, покупатель должен чётко понимать, за что он платит — не только за адрес или архитектуру, но и за технологическую начинку и качество пространства. Тогда бизнес-класс действительно стоит своих денег", — подчеркнул Александр Свинолобов.

Генеральный директор девелоперской компании STAVNI Александр Свинолобов
Коммерческий директор ГК "Вертикаль" Роман Корнышев также отметил, что клиент в 2025 году отличается высоким уровнем насмотренности. Современный рынок недвижимости, особенно в условиях насыщения (28 м2 на человека), смещает фокус с цены на ценность и эмоциональную связь, уверен он.
“
"Успешные проекты строятся не на квадратных метрах, а на интеграции в жизнь и ритм покупателя. Ключевая задача — создать проект, который вдохновляет. Это требует от девелопера работы с эмоциями, историей места и созданием сильного бренда, который находит отклик и позволяет установить эмоциональную связь со своим выбором", — поясняет Роман Корнышев.
Он привёл пример, что, рассказывая клиентам о ЖК "Знатный" на улице Коли Томчака, компания говорит о развитии локации проекта, её преимуществах, близости к Москве — по сути речь идёт о доме "в трёх станция метро до Москвы (с учётом ВСМ)» и т. п. История места в этом контексте связана с тем, что ранее на участке находилась макаронная фабрика. Даже название и логотип проекта — отсылка к выпускавшимся на ней изделиям, а дополнительные акценты — оформление детской площадки в тематике макаронной фабрики. Такая привязка к месту позволяет выделить проект и сделать его запоминающимся.
“
"Понятно, что потом эмоция, о которой мы говорим, дополняется рациональными аргументами из продуктовой составляющей: грамотная квартирография, высота потолков, особые материалы, архитектура и прочее. Это позволяет приравнять цену к той самой ценности", — завершил Роман Корнышев.

Коммерческий директор ГК "Вертикаль" Роман Корнышев
О предпочтениях покупателей жилья комфорт-класса рассказала коммерческий директор группы компаний "КВС" Анжелика Альшаева. Основное, что работает сегодня, — это качественный, хороший продукт, уверена она.
“
"Мы продолжаем плотно работать с проектировщиками над планировочными решениями, делая их комфортными и разнообразными. В списке планировок — квартиры с террасами на первых этажах, с видовыми террасами на высоких этажах, с французскими балконами, с окнами в ванной комнате, с окнами в рабочей зоне кухни, с гардеробными, с постирочными и пр. И конечно, дом для покупателя начинается с квартала, с подъезда, с входной группы. Надо обращать внимание абсолютно на всё. Мы делаем добрососедские пространства, соседский центр, бьюти-коворкинг, недавно открыли подростковый клуб", — перечисляет Анжелика Альшаева.
Вторая составляющая успеха — работа с покупателем.
“
"Мы все испытываем кадровый голод. Мы пытаемся найти общий язык с зумерами, подстраиваемся, бережём то, что имеем, объясняем сотрудникам, как важно быть клиентоориентированными. Все наши офисы работают 7 дней в неделю, мы открыты перед нашими клиентами, мы ведём прямые эфиры, проводим экскурсии на объекты, транслируем ход строительства. Это важно для клиентов, — отметила Анжелика Альшаева. — Также в 2025 году очень важно предоставить для клиентов решение и возможности по покупке квартиры. Сегодня доля ипотеки у нас составляет 60%, из них 90% — семейная. Хит — наша программа trade-in, доля которой составляет около 17% и доходит до 20%. Доля рассрочки у нас сейчас 15%, мы следим, чтобы она не увеличивалась. На фоне снижения ключевой ставки стала пользоваться спросом траншевая ипотека".

Коммерческий директор группы компаний "КВС" Анжелика Альшаева
Как меняется портрет покупателя новостроек Петербурга
Начальник отдела продаж компании "БФА-Девелопмент" Светлана Денисова рассказала о том, каким образом меняется портрет покупателя на примере ЖК "Огни залива".
“
"Общая структура покупателей по полу остаётся стабильной от очереди к очереди, это 52% женщин и 48% мужчин. По возрасту — основная группа 30-40 лет, вторая по значимости — 40-50 лет. Тот факт, что наш покупатель практически не молодеет, мы связываем с квартирографией объекта — мы строим квартиры для семей, это полнометражные крупные квартиры. На студии приходится не более 10%. Во второй возрастной группе преобладает число региональных покупателей. Во многом — это люди, которые планируют пенсионное проживание в Петербурге. Раньше у нас были покупатели из дальнего зарубежья, теперь их доля заметно сократилась. Конечно, преобладают люди из СНГ, из дружественных государств, но есть и наши бывшие соотечественники не из стран СНГ", — рассказала Светлана Денисова.
В способах оплаты около 72% приходится на сделки с ипотекой, 18,5% пользуются рассрочками. Остаются и те, кто готов на 100%-ную оплату, их не более 10%.
“
"Мы тоже работаем над тем, чтобы создавать добрососедство, чтобы отвечать на запросы покупателей, не только такие явные, как необходимость обеспечить ребенка местами в детском саду и в школе: эти потребности в нашем квартале полностью закрыты двумя школами, детсадом и детской поликлиникой, введёнными в течение двух последних лет. У людей есть потребность в ассимиляции на новом месте, в том, чтобы обзавестись нормальными человеческими связями, чтобы среда была дружелюбной, чтобы имелись возможности для досуга. Уникально соседство квартала сразу с двумя водными объектами — Дудергофским каналом и Финским заливом, вдоль них — благоустроенные набережные, прекрасный парк. Мы всячески стимулируем любые активности здорового образа жизни, много лет проводим гребную регату, на которую к нам съезжается весь район", — завершила свой доклад Светлана Денисова.

Начальник отдела продаж компании БФА-Девелопмент Светлана Денисова
Прогнозом относительно того, как будет меняться портрет покупателя жилья на рынке новостроек Петербурга и Ленинградской области, поделился коммерческий директор ГК "Алькор" Алексей Бушуев.
“
"До ковида покупателями были в основном молодые семьи, планирующие рождение детей, семьи с детьми, стремившиеся улучшить жилищные условия, клиенты старше 50 лет, приобретающие недвижимость для себя или взрослым детям. С момента запуска программы семейной ипотеки портрет изменился. В июле 2024 года, когда программа возобновилась на новых условиях, произошла очередная трансформация. «Сегодня покупатели приходят подготовленными, сравнивают варианты и задают много вопросов. На первый план выходят инфраструктура, школы, детские сады, транспортная доступность и качество окружения — клиенты выбирают не просто квартиру, а образ жизни. Также наблюдается рост спроса на семейные форматы. Вновь появляется инвестиционный спрос. Его стимулируют макроэкономические факторы: инфляция, нестабильность валюты и снижение ставок по депозитам. Недвижимость воспринимается как надёжный инструмент сохранения и приумножения средств", — перечисляет Алексей Бушуев.
Он уверен, что рынок недвижимости будет всё больше ориентироваться на качество продукта, а не только на площадь и цену. Покупатели рассматривают приобретение квартиры как событие, влияющее на улучшение жизни и долгосрочный комфорт.
“
"Для будущих владельцев важно, чтобы жилой комплекс и квартал соответствовали разным жизненным сценариям и ценностям: как изменится дорога до работы, какие магазины, кафе, рестораны будут доступны, насколько насыщенно будет организовано свободное время. В центре внимания окажутся образовательная среда и условия для детей (качественные школы и детские сады, наличие индивидуального подхода), зелёные зоны, социально-коммерческая инфраструктура, — отметил Алексей Бушуев. — Также при выборе жилья покупатели всё чаще оценивают прозрачность реализации проекта и надёжность застройщика, ход строительства социальных и коммерческих объектов (не только жилья), качество материалов. В целом — клиенты становятся более требовательными к конкретным аспектам жизни в новом ЖК, ориентируясь на комфорт, безопасность и удобство среды, а не только на квадратные метры".
