Петербуржцы стали покупать винтажную б/у одежду вместо походов в секонд–хенды

Автор фото: архив "ДП"

На смену секонд–хендам приходит ресейл винтажных и брендовых вещей. Так покупатели компенсируют уход международных модных брендов.

К маю 2025 года ресейл и винтаж в России вышли из ниши "экономии" и стали полноценной частью модного рынка — с digital–сервисами, офлайн–форматами и собственными трендами.

Маркетплейсы в теме

По словам основательницы комиссионного бутика Best Resale Жанны Сильченко, годовой оборот fashion resale доходит до 200 млрд рублей, формируя 6% совокупного объёма рынка.
"Причин популярности много: тут и глобальный тренд на осознанное потребление, и желание прикоснуться к прекрасным вещам с историей, и банальное желание сэкономить. К тому же на ресейле всегда более разнообразный ассортимент, мы не ограничены сезонностью и привязкой к трендам. Покупатели медленно, но уверенно перекочёвывают из офлайна в онлайн. Рост онлайн–продаж — это не просто тренд, а новая реальность бизнеса", — отмечает Жанна Сильченко.
В I квартале 2025 года продажи одежды и аксессуаров на "Авито" "с рук" в Петербурге выросли на 9% относительно аналогичного периода в 2024 году. Самый заметный рост показали аксессуары: их продажи увеличились на 30% год к году. Всё чаще покупают мужскую обувь (рост продаж — 19%), мужскую одежду, сумки, рюкзаки и чемоданы (по 17%).
"В поиске на платформе в контексте “винтаж” активно искали сумки, их продажи выросли в I квартале 2025 года на 43%. На втором месте — винтажные аксессуары и женская обувь (рост по 42%)", — говорят в компании.
Крупные маркетплейсы и онлайн–площадки расширяют возможности и продают винтажную одежду, создавая сервисы для проверки подлинности и запуская совместные проекты.
Сооснователь онлайн–платформы Resale place Hunters Наталия Радзиняк отмечает, что последние год–полтора спрос увеличивается в диапазоне 20–25%. Самые лучшие предложения по перепродаже — это сумки и аксессуары, дальше идёт обувь. При этом она отмечает, что в России только с 2013 года начали обучать целевую аудиторию тому, что существует рынок перепродажи брендовых вещей премиального и люкс–класса.
"За эти годы не наблюдалось спада. Нужно отметить, что одним из показателей является уход международных брендов. Кроме того, нарастает осознанность и осознанное потребление. Рынок ресейла даёт возможность покупать вещи с глубинной историей, но дешевле. Ресейл позволяет вещам продлевать жизненный цикл", — считает Наталия Радзиняк.

Место притяжения

Но далеко не всё самое интересное теперь происходит в интернете. В Петербурге и в Москве появляется всё больше винтажных магазинов и площадок, где проводятся dj–сеты, гаражные распродажи. Директор по развитию агентства коммерческой недвижимости KNRU Полина Фиофилова отмечает, что этот бизнес — чаще всего хобби владельцев. Размещаются такие магазины, как правило, в центральных локациях, но с небольшим трафиком, где–то во дворе, не на первой линии, в цокольных помещениях. В основном такие магазины сосредоточены в Центральном и Адмиралтейском районах.
Управляющий партнёр консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская отмечает, что, например, в Москве открываются бутиковые форматы (ReDress, "Чумодан", Charity Shop, The Cultt Boutique), винтаж–маркеты (Lambada Market, Garage Sale) собирают тысячи гостей.
"После цифровой усталости люди хотят покопаться в вещах, примерить и снять контент для соцсетей. Также с 1 апреля 2024 года началась новая волна цифровой маркировки одежды. Но б/у вещи с кодом ТН ВЭД 6309 освобождены от неё. Это снижает затраты секонд–хендов и стимулирует их легальный выход из тени", — отмечает эксперт.
По словам экспертов "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", в этом году из–за ранней весны и сухой тёплой зимы произошло снижение продаж одежды, в том числе и в секонд–хенд–сегменте. Но при этом рост среднего чека там оказался выше, чем в целом по fashion–сектору, — это результат выбора более премиальных, винтажных групп товаров.

Будущее за прошлым

Согласно прогнозам, рынок ресейла в России будет только увеличиваться. Рост на 20–25% может быть достигнут уже к I кварталу 2026 года.
Руководитель ресейл–проекта R3 Ольга Липатова отмечает, что за последние пару лет спрос сильно вырос, люди стали больше искать уникальную одежду во вторичном сегменте, опираясь на её качество.
"В онлайне не могу сказать, что сильно выросли продажи, но офлайн–проходимость увеличилась. Сейчас многие идут даже не за самой одеждой, а за атмосферой пространства и сервисом", — подчёркивает она.
Владелец магазина винтажной одежды Fjordcloth Vintage Артём Чернов добавляет, что особенно популярны вещи из качественных натуральных материалов — кожи, замши, кашемира, плотного канваса. Это то, чего всё меньше в массмаркете. Да и в люксе сейчас с этим не так просто: если и найдёшь, то за очень высокую цену. Поэтому такие вещи часто выбирают — они про долговечность, про ощущение настоящего качества.
Также пользуются спросом рабочая одежда, милитари, спортивная экипировка — всё, что когда–то делалось с упором на функциональность. Люди ценят не только стиль, но и удобство, технологии, историю вещи.
"Ещё одна интересная тенденция — внимание всё чаще смещается с брендов на индивидуальность. Некоторые даже специально срезают бирки. Потому что важнее не громкое имя, а то, как одежда отражает характер, внутренний мир, увлечения. Сейчас мода — это не про лейблы, а про самовыражение", — считает Артём Чернов.
Представители рынка отмечают, что тренд на "быструю моду" уже изжил себя. Люди не успевают за трендами и сменой гардероба, также за последний год сильно выросли цены на одежду.
"Считаю, что за ресейлом и винтажными магазинами будущее. Сейчас на ресейле можно найти старые, но уникальные коллекции мировых известных брендов, российских дизайнеров, массмаркет и винтаж 1980–1990–х в идеальном состоянии. Многие переосмыслили формат секонд–хенда и хотят дать покупателю качественную выборку товара и сервис не хуже, чем в бутике", — заключает Ольга Липатова.