Реставрация усадьбы Утешение в Ленобласти потребует свыше 100 млн рублей

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Восстановление усадьбы Утешение может начаться в ближайшее время — её продали на торгах в конце апреля. Аукцион за готическое здание в английском стиле продолжался более трёх месяцев.

Усадьба Утешение находится в Кингисеппском районе. Романтическому названию соответствует внешний вид главного здания — оно выполнено в английском стиле, отличаясь от большинства аналогичных объектов, и в прямом смысле строилось для утешения владельцев.
В начале XVIII века собственником территории был светлейший князь Александр Меншиков. При Анне Иоан­новне часть её передали майору лейб-гвардии Преображенского полка Ивану Альбрехту, который по поручению императрицы следил за цесаревной Елизаветой Петровной. Логично, что после воцарения последней Альбрехт оказался в опале и был сослан в своё имение, часть которого отдали графу Разумовскому.
Потомки Ивана Альбрехта в начале XIX века расширили усадьбу, докупив земли села Ратчино, где в 1830-х Иван Львович Альбрехт с супругой построили новый усадебный дом (в 15 км располагалась другая их усадьба — Котлы, на сегодняшний день она практически уничтожена). За несколько лет до этого умерли их старший сын и жена среднего сына — это и объясняет выбор названи­я.
Главный дом был построен на самом высоком участке, на берегу искусственно созданного небольшого озера. Проект был подготовлен в стиле английской готики, о чём сегодня напоминает дошедшая до нашего времени островерхая башенка. Перед домом были построены террасы и сделаны прямые спуски к воде. Усадьбу окружал тщательно продуманный сад, где особое внимание уделялось елям, высаженным по берегам озера, на островках и по всей территории поместья.
При финансовом участии семьи рядом позже была построена кирпичная церковь. Некоторое время она работала даже в советское время, но сегодня представляет собой руины.
Во второй половине XIX века усадьба сменила название на Лилино. До революции её последними владельцами были Мария и Ольга Сапожниковы.
После 1917 года Утешение-Лилино национализировали и отдали под больницу, которую назвали Утешенской. А территория отошла сов­хозу "Котлы". Во время вой­ны усадьбу занимали войска вермахта, устроившие там штаб.
В мирное время усадьбу и медицинскую службу восстановили, в середине 1970-х годов она стала гериатрическим отделением Кингисеп­пской районной больницы. Но из–за нехватки финансирования её закрыли.
В начале 2000-х годов усадьбу отдали в аренду ООО "Веста", которое должно было отреставрировать объект культурного наследия и приспособить его под частный пансионат или санаторий. Однако эти планы не были реализованы. В 2015 году арендатору предъявили претензии за несоблюдение законодательства об охране памятников, договор с ним расторгли. В достижения "Весте" можно записать восстановление крыши, которая защитила здание от ещё больших разрушений (правда, реставраторы остались недовольны выбором черепицы, как и установленными бывшим арендатором металлопластиковыми окнами).
Сегодня в состав усадьбы входит участок 435 га, главный дом площадью 500 м2, хозяйственный корпус (109 м2) и каретный сарай (почти 200 м2). Состояние объекта оценивается как неудовлетворительное, однако на самом деле Утешение по сравнению со многими другими усадьбами Ленинградской области выглядит достаточно прилично. Хотя дом и другие постройки, конечно, требуют реставрации, а некогда благоустроенный приусадебный участок запущен. Из основных проблем главного здания — провалившийся на первом этаже пол (во многих других усадьбах полов нет уже давно) и отсутствие теплоснабжения и электричества. Территория усадьбы сегодня особо не охраняется и доступна для посещения, поэтому полюбоваться на остатки английской готики в окружении вековых елей пока ещё может любой желающий.
Есть вероятность, что в ближайшее время в Утешении могут начаться реставрационные работы. В начале этого года по согласованию с властями и ГБУ "Музейное агентство Ленинградской области" усадьбу выставили на продажу — сохранившиеся здания и участок предложили купить на аукционе всего за 4 тыс. рублей с шагом на понижение 200 рублей. Инвесторы часто говорят, что восстановление заброшенных имений требует огромных вложений, и призывают чиновников передавать такие объекты за символическую плату. Видимо, в этот раз к ним наконец прислушались.
В итоге за Утешением выстроилась целая очередь — на участие в торгах зарегистрировали 53 заявки, из которых 52 были допущены к процедуре. Проблема в том, что организатор не предусмотрел возможности делать по несколько шагов за один раз. На практике это означает, что участники могут добавлять к цене только по 200 рублей за один раз. Выиграет тот, чья ставка в течение 10 минут не будет перебита конкурентами. Перерывы на ночное время или выходные конкурсной документацией не предусмотрены.
Аукцион стартовал 25 февраля и завершился 30 апреля. За это время было сделано почти 110 тыс. шагов, а цена выросла с 4 тыс. до 21,9 млн рублей. Правда, в ходе процедуры произошёл недельный перерыв — на торги пожаловались в Управление Федеральной антимонопольной службы. Жалобу рассмотрели, отклонили и возобновили аукцион.
Победителем стал юрист Роман Сазонов-Гололобов, владелец компании “Аверс Консалт”.
Три месяца — абсолютный рекорд для торгов, говорят опытные покупатели. К концу первого месяца часть участников уже перестала торговаться, а многие, судя по тому, как делались предложения по цене, создали ботов, которые делали ставки от их имени. Как рассказал "ДП" один из претендентов, на создание такого помощника опытному программисту нужно менее суток. Наш собеседник от покупки Утешения после пары недель торгов решил отказаться — "надоело, что несколько человек посменно только и делают, что тыкают кнопки, к тому же смысл был именно в покупке за 4 тыс. или 10  тыс. руб­лей, а никак не за миллионы".
По оценкам "БС Арт Дев", одного из участников торгов, инвестиции в восстановление Утешения и приусадебной территории составят порядка 150 млн рублей. Авторы паб­лика "Дома вдали", также участвовавшие в торгах, планировали купить лот, а к реставрации привлечь соинвесторов.
Учитывая охранный статус объекта культурного наследия и следующие из этого ограничения (например, на территории памятников нельзя строить капитальные здания), назвать проект реставрации Утешения привлекательным с точки зрения сроков окупаемости нельзя. Удалённость от Петербурга более чем на 100 км — один из недостатков усадьбы, если рассматривать её как бизнес-проект. Она усложнит логистику реставрации, а в будущем станет влиять на посетительский трафик. Однако в случае с такими сделками покупатели при подаче заявок часто не осознают весь масштаб работ, вложений и требований властей к охране памятников, отмечают эксперты.
Рекорд по длительности торгов выглядел бы забавным, если бы речь шла не о памятнике, требующем восстановления, — каждый потерянный месяц строительного сезона увеличит общий срок реализации проекта. Так, если бы аукцион завершился за день (как это обычно и бывает), то уже в марте можно было бы приступить к первоочередным противоаварийным работам.