Ряд петербуржцев недовольны планами строительства трассы М-7, которая, согласно трассировке, пройдёт от Арсенальной набережной до выезда на магистраль А-121 "Сортавала". Часть дороги должна пролечь вдоль железнодорожных путей Выборгского направления и затронет Удельный парк. И если раньше активисты в основном выступали за сохранение целостности этого ЗНОП (зелёные насаждения общего пользования), то сейчас они хотят добиться отмены реализации проекта в принципе. С учётом присутствия трассы в недавно принятом Генплане, сделать это будет проблематично.
Судьба "седьмой магистрали", которую ещё даже не начали проектировать, достойна экранизации — кажется, ещё ни один инфраструктурный проект в Петербурге не вызывал столько споров. Сторонники реализации упирают на то, что трассу М-7 придумали в середине прошлого века, и она здорово разгрузит север города, противники говорят о едва ли не уничтожении Удельного парка, а на новом этапе борьбы приводят и другие доводы, даже о потенциальном сносе домов ради её строительства.
Как рассказал в разговоре с "Деловым Петербургом" представитель инициативной группы против строительства трассы М-7 Денис Малиновский, приготовиться к потенциальным неприятностям имеет смысл жителям частного сектора в Озерках, а также обладателям квартир сразу в нескольких новых ЖК, вдоль которых может пройти скоростная дорога.
“
"Люди покупают квартиры в зелёном районе, достаточно недешёвые, а тут хоп — и трасса. Явно не этого они хотели. И цена недвижимости падает. Там вдоль трассы есть разные объекты, типа школ, медицинских учреждений. В целом, она проходит через половину города. Плюс Новоорловский заказник. Там, если не ошибаюсь, 200–300 метров от трассы, а он даже не ЗНОП, он ООПТ (особо охраняемая природная территория) является. Тоже не особо приятно. В общем, жители продолжают активно выступать. Мы со своей стороны сейчас готовим видеоматериал — вдоль трассы проехали, поснимали объекты разные, которые она затронет. В том числе, например, парк Лесотехнической академии, возможно, ещё и Полюстровский сад. Несмотря на то, что трасса есть в Генпане, мы не думаем, что с этим ничего нельзя сделать. Мы считаем, что как раз именно поэтому и надо с ней что-то делать. Если бы её там не было, мы бы и не волновались", — рассказал Малиновский "ДП".
Когда могут открыть новую трассу
Впрочем, несмотря на отсутствие каких-либо внятных решений и планов по возведению трассы к 2040 году, остановить реализацию проекта, с большой долей вероятности, будет очень сложно. В частности, в связи с заявлениями губернатора Петербурга Александра Беглова в адрес федерального центра: ещё в конце января глава города отчитался президенту России Владимиру Путину о планах по возведению новых мостов через Неву, отдельно отметив, что Арсенальный мост будет построен в составе магистрали М-7.
Примерно об этом же в январе на пресс-конференции говорил и "профильный" вице-губернатор Николай Линченко: начало работы по Арсенальному мосту чиновник назвал среди приоритетных задач строительного блока Смольного на 2025 год. Стоит напомнить, что ещё в 2023 году в рамках ПМЭФ соглашение о намерениях построить М-7 Смольный подписал с ВТБ. Объём планируемых инвестиций оценивался в 300 млрд рублей.
Член комиссии по градостроительству, имущественным и земельным вопросам Законодательного собрания Александр Рассудов в разговоре с "ДП" отметил, что нынешняя борьба жителей города против трассы — это "борьба с ветряными мельницами". Принятые решения могут начать исполнять в любой момент, а потенциальный вред для Удельного парка можно будет понять только в рамках рабочего проектирования:
"Только когда уже непосредственно начнётся проектирование, там будут подвергаться экспертизе соответствующие разделы с точки зрения экологии. Поэтому сейчас это не более чем приблизительная трассировка будущей магистрали. Там нет никаких решений, как и что в подземном или в надземном исполнении это будет. Как скоро может это случиться? Если будет острая необходимость — появится финансирование. Появится финансирование — начнётся реализация. Большое количество проектов, которые находятся в стадии "срок — вчера", также внезапно могут быть заморожены или отложены на неопределённый срок. Но решать транспортную проблему и транспортную доступность, связать Выборгский район с другими смежными районами необходимо. Мы все видим, какие пробки там образуются. Часто этот район выступает транзитным. А насколько эта проблема может быть решена исключительно посредством этой трассы, мне трудно сказать", — сказал Рассудов "Деловому Петербургу".
В марте Николай Линченко в ходе прямой линии сообщил, что предполагаемая трасса "будет заходить и на Новоприозерское шоссе, и на Выборгское", причём на Новоприозерское за "Мегой", где сейчас всегда стоит пробка. М-7 будет не тупиковой дорогой, ведущей из Ленобласти в центр. На ней планируются развилки у Полюстровского проспекта рядом с железной дорогой.
"К Шафировскому и вниз, мимо Блюхера и шоссе Революции будет опускаться мимо Ладожского вокзала, стыковаться с Широтной магистралью скоростного движения. Это будет единая схема скоростных дорог Санкт-Петербурга, то есть из любой точки города выехал и можешь безостановочно проехать практически весь город и попасть в любую точку, съезжая только в той зоне, куда тебе непосредственно надо ехать, а не ехать транзитом через весь город, забивая улично-дорожную сеть, останавливаясь на каждом светофоре, коптя воздух тем самым", — сказал вице-губернатор.
Он также заверил, что дорога "ни на сантиметр ... не будет заходить ни на территорию Удельного парка, ни на территорию Лесотехнической академии".
Пострадает ли Удельный парк от М-7
Удельный парк сейчас по факту и так поделён на две части железной дорогой. На Генплане это не единая зона ЗНОП, а две разных. Хотя в 2022 году в ЗакСе обсуждали возможность включения в зону всей территории парка, но поправки не приняли. Судя по всему, этот факт и используют как аргумент те, кто утверждает, что парку не будет нанесён вред. То есть, скоростная дорога как бы должна "уложиться" в тот зазор, который сейчас отведён для железнодорожной насыпи с путями. На бумаге всё вроде бы выглядит весьма складно, однако для осознания эффекта "скоростная трасса над головой" достаточно съездить на Канонерский остров, где из-за возведения ЗСД были расселены несколько домов, потому что под трассой стоит нескончаемый тревожный фоновый гул.
Кроме того, абсолютно вся территория парка, включая зону рядом с железной дорогой, считается объектом культурного наследия. Согласно части 1 статьи 5.1. Федерального закона "Об объектах культурного наследия…", на территории памятника возведение объектов капитального строительства запрещено. На этом, к слову, и делали основной акцент горожане в рамках апрельских общественных обсуждений Правил землепользования и застройки (ПЗЗ).
Как отмечено в заключении о результатах общественных слушаний, которые опубликовал комитет по градостроительству и архитектуре, подобных обращений от жителей — более сотни. Как убеждены некоторые эксперты, такой организованный и централизованный подход — довольно значимая веха в противостоянии, да и другие их аргументы кажутся более чем объективными: негативное влияние на флору и фауну парка с краснокнижными животными и растениями, даже если дорогу "протянут" над ним в виде эстакады. Потому что "под мостом" всё живое рискует просто погибнуть.
К тому же строить ровно в просвете над железной дорогой — занятие рискованное, отмечает генеральный директор "Автодор-Девелопмент", урбанист Анастасия Козлова.
"Таких конкретных примеров я не знаю, если честно, и думаю, что их и нет в связи с особенностями железной дороги, связанными с передачей электричества, с опасностями, с грузами. Дальше представьте себе аварийный потенциал обрушения одной конструкции на другую. Если в принципе говорить о трассе над парком, то шумовой эффект от неё никуда не денется. И этот вопрос тут принципиальный. Потому что с точки зрения вредных выбросов, то трасса скоростная, и очень мало кто понимает, что она характеризуется довольно маленьким количеством выбросов СО2. Вот над трассировкой надо думать, а не над количеством тех деревьев, которые нам, возможно, придётся вырубить. И над общим эффектом. Потому что жить в городе, который состоит из сплошных пробок, тоже крайне неудобно", — констатировала Козлова в разговоре с "ДП".
Впрочем, несмотря на активное обсуждение строительства трассы на самых разных уровнях, а также не менее активный протест горожан, пока официальных документов о начале проектирования магистрали нет. С большой долей вероятности, они могут появиться только после принятия Правил землепользования и застройки. По словам вице-губернатора Николая Линченко, это должно произойти до 30 июня текущего года.