В Москве действует одна из самых развитых транспортных систем, но с ходу разобраться в её тарифах непросто. Как оплатить проезд "лицом" в столичной подземке, чем МЦД отличается от МЦК и куда можно доехать на электросудне — в материале "ДП".
Содержание:
В российской столице больше видов транспорта, чем в любом другом городе страны. Некоторые из них — например МЦК и МЦД или речные электротрамвайчики — уникальны в своём роде. Неудивительно, что и система оплаты в транспорте Москвы довольно сложна. Отметим, что последний раз цены на проезд в столице, как и в Петербурге, поднимали в начале 2025 года. С тех пор тарифы пока не менялись.
Метро в Москве: тарифы и способы оплаты
Самым удобным и востребованным способом перемещения по столице остаётся метро. В начале 2025 года в городе насчитывалось более 440 станций подземки, с каждым годом их становится всё больше.
У пассажира есть впечатляющий выбор возможностей для оплаты, начиная от традиционных разовых билетов до биометрии. Для туристов удобнее гостевые билеты. Для жителей города, спускающихся в метро каждый день по несколько раз, — многоразовые проездные.
Основные тарифы:
- Единые билеты с лимитом — по ним разовая поездка выйдет самой дорогой: 1 поездка — 75 рублей, 2 поездки — 150 рублей.
Купить такой билет можно в кассе метро и билетных автоматах. Они действуют только 5 суток, поэтому покупать их впрок нет никакого смысла.
- Оплата банковской картой или телефоном — 70 рублей.
- Транспортная карта "Тройка" в формате электронного кошелька или её виртуальный аналог в приложении "Метро Москвы" — 63 рубля.
Как ещё можно платить в московском метро:
- Оплата "лицом" (с помощью технологии Face Pay) предполагает самую низкую стоимость поездки — 59 рублей.
Нужно заранее подготовиться — установить в телефон приложение "Метро Москвы", прикрепить к нему свою "Тройку", а также карту банка и фотографию. Для списания оплаты нужно встать на специальную отметку перед турникетом и посмотреть в камеру (подробнее об этом способе можно почитать здесь — https://mosmetro.ru/facepay).
Наземный транспорт: автобусы, электробусы, трамваи
Про наземный транспорт Москвы надо помнить главное: наличные здесь не в ходу. У водителя автобуса билет не купить, от этой опции отказались ещё несколько лет назад. Кондукторов в наземном транспорте Москвы тоже давно нет. Правда, есть контролёры, поэтому оплатой проезда всё же лучше озаботиться.
Тарифы — такие же, что и в метро. Кроме того, на всех видах наземного транспорта действуют те же билеты и проездные.
Основные тарифы:
- Единые билеты с лимитом: 1 поездка — 75 рублей, 2 поездки — 150 рублей.
Купить такой билет можно в кассах и билетных автоматах метро, а также на остановках.
- За разовую поездку проще заплатить банковской картой или её цифровым аналогом в телефоне — 70 рублей.
- Карта "Тройка" в формате электронного кошелька или её виртуальный аналог в приложении "Метро Москвы" — 63 рубля.
Тариф 90 минут для владельцев "Тройки" в формате кошелька: при пересадке с метро на автобус в течение 90 минут в силу вступает особый тариф. С пассажира списывают не стоимость двух поездок, а 94 рубля за обе поездки. Как несложно подсчитать, экономия составит 32 рубля в одну сторону.
МЦД и МЦК: городские электрички
Важной частью городского транспорта в столице в последние годы стали московские центральные диаметры (МЦД) и кольцевая железная дорога (МЦК). Они интегрированы в общую систему, там используются те же платёжные средства и почти бесшовный переход.
МЦК — это наземное железнодорожное "кольцо", почти на каждой станции которого можно пересесть на метро или на пригородную электричку. Всего на "кольце" 31 станция. Интервал движения — каждые 4 минуты в часы пик и раз в 8 минут — в менее напряжённое время в будни и в выходные.
Московские центральные диаметры — проект, совмещающий возможности железнодорожного транспорта и функции метро. Всего существует четыре линии, которые проходят через город в разных направлениях и захватывают Подмосковье.
Пересадки между подземкой, МЦК и МЦД — бесплатные в пределах 90 минут. Но есть существенный нюанс — на МЦД действует разделение на зоны: "Центральная" (её границы примерно совпадают с границами Москвы плюс включают несколько неселённых пунктов Московской области), "Пригород" (условно ближайшее Подмосковье) и "Дальняя" (находится за пределами станций МЦД). От дальности маршрута будет зависеть и его стоимость, и в ряде случаев — способ оплаты.
Разовых единых билетов на МЦК И МЦД нет. Но всеми остальными способами по-прежнему можно расплатиться. Правда, оплата по Face Pay доступна пока только на станциях Зеленоград-Крюково, Лихоборы, Площадь Трёх Вокзалов и Нахабино.
Тарифы:
В пределах зоны "Центральная":
- карта "Тройка" в формате электронного кошелька — 63 рубля;
- банковская карта — 70 рублей;
- биометрия — 59 рублей
При поездках в "Пригород":
- карта "Тройка" — 84 рубля;
- банковская карта — 91 рубль;
- биометрия — 78 рублей.
В "Дальней" зоне действует особый тариф, как на обычных электричках, — 84 рубля + по 35 рублей за каждую зону. Бесконтактная оплата банковскими картами или смартфонами в этой зоне не действует.
Возможные способы оплаты: оплатить проезд на МЦД также можно действующими билетами пригородных электричек, однако в этом случае пересадка на метро и МЦК бесплатной уже не будет.
При оплате "Тройкой" в формате кошелька на МЦК и МЦД тоже действует тариф "90 минут", который даёт возможность совместить одну поездку на рельсовом транспорте и неограниченное количество поездок на автобусе или трамвае в течение 90 минут за 94 рубля.
Водный транспорт: речные трамвайчики
В некоторых случаях в качестве общественного транспорта можно воспользоваться речными трамвайчиками. Ежедневно с 07:00 до 23:00 по Москве-реке ходят инновационные электросуда, которые обслуживают два регулярных маршрута: ЗИЛ — Печатники и Киевский вокзал — парк Фили. По пути следования они делают несколько остановок на оборудованных причалах.
Оплатить проезд на водном электротрамвае можно картой "Тройка" в формате кошелька или банковской картой.
Тарифы в будние дни:
- по карте "Тройка" и по биометрии — 100 рублей;
- банковской картой и телефоном с NFC — 120 рублей.
Тарифы в выходные дни и праздники:
- по карте "Тройка" и по биометрии — 130 рублей;
- банковской картой и телефоном с NFC — 150 рублей.
Что надо знать о карте "Тройка"
Карта "Тройка" — самый популярный у москвичей способ оплаты проезда. В Департаменте транспорта столицы советуют обзавестись такой картой и тем, кто бывает в городе наездами. Деньги на ней могут храниться до 5 лет. "Тройкой" можно оплатить практически любой вид транспорта, кроме некоторых дальних участков МЦД.
Приобрести "Тройку" можно в кассах метро и электричек. Также карту продают в аппаратах, установленных на всех станциях столичной подземки и рядом с автобусными остановками.
Официально карта бесплатная. Но в кассу всё же придётся внести 150 рублей, это так называемый залог. В теории его можно вернуть, если сдать "Тройку" обратно, при условии, что карта будет исправной.
Кроме привычных карт "Тройку" выпускают также в виде браслетов (950 рублей), брелоков (450 рублей) и даже колец (3750 рублей) со всеми теми же функциями.
На "Тройку" можно зачислять деньги не только в формате кошелька, но и записывать на неё проездные разной длительности. Причём и проездной, и кошелёк можно хранить на карте одновременно. При валидации в транспорте первым срабатывает проездной. И только если его действие закончилось, будут списаны деньги с кошелька. Кроме того, на "Тройку" можно добавить абонемент на пригородные электрички.
Проездные, абонементы и льготы
Правом бесплатного проезда в столице пользуются обладатели "Карты москвича" или социальной карты жителя Московской области. Её выдают пенсионерам, ветеранам, членам многодетных семей, инвалидам и другим категориям льготников.
Столичным школьникам, студентам-очникам, аспирантам и ординаторам положены льготные проездные.
Для остальных пассажиров, желающих сэкономить на проезде, разработали систему "единых" проездных с неограниченным количеством поездок:
- билет на сутки — 365 рублей;
- на 3 суток — 700 рублей;
- на 30 дней — 3070 рублей;
- на 90 дней — 7430 рублей;
- на год — 22 тыс. рублей.
Отдельные абонементы предусмотрены для тех, кто ездит только на автобусе или трамвае:
- билет на 30 дней — 1950 рублей:
- билет на 90 дней — 5150 рублей;
- билет на год — 15,9 тыс. рублей.
Безлимитные поездки на 30, 90 дней и на год записывают на карту "Тройка".
Штрафы за неоплату проезда в Москве
Как уже говорилось в начале статьи, время от времени в наземном транспорте Москвы можно встретиться с контролёрами. Они проверяют у пассажиров наличие оплаты и могут попросить документы, подтверждающие право на использование льготных проездных. На зайцев составляют протоколы.
Штраф за безбилетный проезд прописан статье 10.1 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях". Он составляет 2 тыс. рублей. А использование льготной карты без права на льготы обернётся взысканием 4 тыс. рублей.
Штраф нужно оплатить в течение 60 дней, иначе он вырастет в 2 раза. А в худшем случае дело может кончиться административным арестом до 15 суток или 50 сутками обязательных работ.