Застройщики из Петербурга и других регионов медлят с массовым выходом на биржу

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Девелоперские компании пока не готовы массово выходить на биржу, как им советует ЦБ.

В феврале этого года глава Банка России Эльвира Набиуллина обратилась с призывом к застройщикам искать небанковское финансирование, в частности — на финансовом рынке. Но заметных выходов на биржу строительных компаний с тех пор пока не состоялось.

Бумаги каких застройщиков есть в свободной продаже

По данным Cbonds, всего на внутреннем рынке РФ в обращении находится 240 выпусков облигаций строительных компаний. Их объём по номиналу составляет 1,43 трлн рублей. Доля петербургских компаний достаточно скромна — в обращении есть ценные бумаги лишь шести девелоперов на общую сумму 108,9 млрд рублей.
С акциями (включая депозитарные расписки) ситуация ещё скромнее — их в открытую продажу выпустили лишь семь строительных компаний (общая капитализация — 612 млрд рублей). Среди них — петербургская "Группа ЛСР", а также ГК "Эталон" с петербургскими корнями (сейчас зарегистрирована в Москве).
"Если смотреть полную доходность за последний год (учитывая выплаченные дивиденды), то у всех строительных компаний доходность отрицательная. За исключением АПРИ, акции которой начали торговаться в июле прошлого года", — говорят в Cbonds. Так, стоимость "Группы ЛСР" за год сократилась на 19,5%, а группы "Эталон" — на 37,3%.
Наивысший рейтинг эмитента среди компаний строительной отрасли присвоен ГК "Автодор" (ruAA+). Также высокий кредитный рейтинг (от AA до BBB) имеют примерно треть эмитентов. Ещё около четверти всех эмитентов строительной отрасли имеют рейтинг от BBB и ниже. У других эмитентов нет кредитного рейтинга.

Плюсы и минусы эмиссии

Как говорят участники рынка, облигационные займы обладают рядом преимуществ, среди которых — гибкость и более простые условия обеспечения по сравнению с банковскими кредитами, требующими залога имущества. При этом стоимость привлечения средств через облигации может быть сопоставима с кредитными ставками. Эмитенты получают возможность быстро привлекать финансирование — при наличии проспекта эмиссии и программы выпуска подготовка занимает 1–2 месяца. Эти средства можно направить на различные цели: от пополнения оборотного капитала до инвестиций в развитие бизнеса.
Однако у облигаций есть и ограничения: компания должна иметь кредитные рейтинги, а в зависимости от уровня листинга — отчитываться по стандартам МСФО.
Как говорит директор по экономике и финансам ГК "Алькор" Сергей Александров, для успешного дебюта на фондовом рынке и получения доступа к международному инвестиционному капиталу компания должна достичь определённого уровня зрелости в управлении, финансах и корпоративном развитии, а также соответствовать строгим требованиям. Процесс подготовки к листингу требует значительных финансовых вложений и комплексного подхода к организации всех бизнес–процессов.
Стоит отметить, что выпуск облигаций зачастую рассматривается как публичный выход на рынок, что может быть полезно для компаний, планирующих в перспективе IPO.

Почему застройщики не выходят на биржу

Впрочем, большинство опрошенных "ДП" застройщиков в ближайшем будущем не планируют выходить на финансовый рынок, предпочитая занимать по старинке у банков.
"На сегодняшний день проведение IPO для девелоперских компаний мне кажется нецелесообразным. Сектор находится под значительным давлением, которое выражается в первую очередь в виде серьёзных ограничений ипотечных программ — основного инструмента продаж. На таком фоне, какие бы хорошие показатели ни демонстрировала компания, получить адекватную оценку её рыночной стоимости на бирже крайне тяжело", — уверен директор по связям с инвесторами ГК "А101" Анатолий Клинков.
"Застройщики всегда учитывают состояние рынка, спрос на недвижимость и прогнозы на ближайшую перспективу, — рассуждает Сергей Александров. — Для выхода на биржу нужен позитивный общий тренд в отрасли, чтобы убедить инвесторов в доходности вложений. Учитывая текущую конъюнктуру рынка, компании столкнутся с рядом трудностей объективного характера. Также многим застройщикам придётся согласиться на существенные дисконты для создания привлекательного предложения".

Альтернатива бумагам

В последние 2 года альтернативой (точнее, попыткой найти такую альтернативу) облигационному и банковскому финансированию стали цифровые финансовые активы (ЦФА) — цифровые аналоги уже существующих финансовых инструментов, таких как акции, облигации, векселя и займы. Они представляют собой сертификаты (токены) с определённой стоимостью, работающие на основе блокчейна или другой децентрализованной сети и хранящиеся в информационной системе.
Состоявшиеся выпуски эмитентов–застройщиков ("Самолет", Legenda и других) можно разделить на два типа. Есть "цифровые квадратные метры" с защитой капитала, то есть выпуски с гарантированной доходностью. Они доступны как неквалифицированным, так и квалифицированным инвесторам. У этого продукта ставка доходности, которую получит инвестор, чётко определена в решении о выпуске. Данный инструмент можно сравнивать с классическими облигациями или депозитом.
И существуют "цифровые квадратные метры" без защиты капитала. Доходность по таким выпускам может быть привязана к разным показателям. Это, например, средняя стоимость квадратного метра, которая рассчитывается согласно открытым данным, опубликованным на портале "Дом.РФ", или же итоговые результаты продаж в том или ином объекте. Может использоваться и оценка специализированной компании — на дату, зафиксированную в решении о выпуске соответствующих ЦФА.
Пока ЦФА, в том числе от застройщиков, не пользуются большой популярностью. По мнению экспертов, это связано с недостаточной известностью и пониманием работы с активом среди инвесторов. В основном текущие ЦФА дублируют уже знакомые ценные бумаги, с небольшими дополнениями или изменениями.
"Для застройщиков это была бы возможность разделить риски (впрочем, и прибыль) приобретения земельных участков и строительства с инвесторами. Но пока ставки по депозитам и другим финансовым инструментам высоки, а надёжность ЦФА вызывает сомнения, они не будут пользоваться большим спросом. Да, поиграть можно, но недолго и не на много", — считает директор департамента недвижимости группы "ЦДС" Сергей Терентьев.
На данный момент решение о необходимости размещения ценных бумаг рассматривается топ–менеджментом. Все принятые решения будут официально анонсированы. Заметим, что мы один из самых активных девелоперов на рынке облигаций. Так, с начала года мы разместили уже два успешных выпуска с переподпиской. Несмотря на высокую ставку купонов, наша рентабельность, достигшая 32% по EBITDA по итогам 2024 года, позволяет комфортно обслуживать долговую нагрузку. При этом стоимость нашего долга сопоставима с крупнейшими игроками сектора с рейтингами уровня "А", что говорит об оценке рынком нашего риска на их уровне.
Дмитрий Кашинский
президент GloraX
Выпуск ценных бумаг не планируем. Для компаний, такие бумаги выпускающих, это создание альтернативных источников финансирования. Плюсы в том, что средства могут быть направлены не только на конкретные проекты строительства, под которые есть проектное финансирование, но и на другие цели развития.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Фондовый рынок продолжает оставаться интересным инструментом для привлечения финансирования, предоставляя высокую степень свободы в использовании заёмных средств с наименьшим количеством ковенантов. Однако в текущих реалиях заёмное финансирование довольно дорогое и выбирать инструменты приходится максимально избирательно и целенаправленно. Мы по–прежнему поддерживаем фондовый рынок, нам также интересен рынок ЦФА, который позволяет выпускать клубные ЦФА–бонды и привлекать целевые заёмные средства под конкретные задачи, пусть даже не в таком объёме, как на облигационном рынке. Тем не менее в ближайшее время мы не планируем новые выпуски, поскольку текущие финансовые задачи у нас закрыты.
Александра Болилая
директор по инвестициям Legenda
На платформе "Токеон" состоялось четыре выпуска цифровых активов на денежное требование от девелоперских компаний. Это были тестовые сделки, в рамках которых эмитенты оценивали интерес инвесторов к таким ЦФА. Общий объём выпусков превысил 220 млн рублей, сроки размещения — от 6 до 12 месяцев с гарантированной доходностью от 10 до 36% годовых. Например, компания "Тоннэкс Груп", которая строит отели и гостиничные комплексы в Подмосковье и Крыму, провела выпуск ЦФА, обеспеченный залогом в виде 10 земельных участков с построенными на них домами в посёлке Редриковы Горы Московской области. Наличие залога гарантирует сохранность средств инвесторов. У них есть преимущество перед другими кредиторами при обращении взыскания на предмет залога, то есть денежные средства от реализации находящегося в залоге имущества в первую очередь будут распределены между инвесторами, а не другими кредиторами. Налоговый учёт залоговых ЦФА не отличается от других цифровых активов. Имущество остаётся на балансе залогодателя, он же платит земельные налоги и налог на имущество. При реализации залогового имущества возникает НДС и налог на прибыль.
Игорь Егоркин
генеральный директор платформы "Токеон"