"Всё упирается в деньги": бизнесу нужны новые методы борьбы с дефицитом кадров

Работодатели в Петербурге и других регионах поменяли подход к подбору персонала
Автор фото: Антон Ваганов / "ДП"

Ретейл справляется с нехваткой сотрудников, привлекая молодёжь и предлагая временную подработку всем желающим.

К 2030 году нехватка сотрудников в России будет достигать 3,1 млн человек. Из них 1 млн будет не хватать в розничной торговле. Искать их начинают уже сейчас. Как отметил директор по развитию "Авито Работы" Роман Губанов в ходе чемпионата розничных профессий, который проходил на минувшей неделе в Москве, аналитики фиксируют рост активности работодателей на 4% к прошлому году. Активность соискателей тоже растёт.
До баланса рынку ещё далеко, но подвижки в этом направлении есть. При этом положение соискателя более выигрышно, поскольку предлагаемые зарплаты растут. А вот бизнесу приходится нелегко.
"Нанять одного сотрудника в среднем стоит 100 тыс. рублей. Учитывая потребности организаций, сумма может доходить до десятков миллионов рублей в год. При высокой текучке бизнес просто сжигает свои деньги, нанимая и обучая персонал, который в скором времени уходит, вызывая новую потребность в кадрах, — отметил Губанов. — Работодатели конкурируют между собой. По нашим исследованиям, 74% людей, которые фактически трудоустроены, хотя бы раз в год получали предложения о работе в прошлом году. То есть люди могут даже не выходить специально на рынок, хантинг начинается ещё до этого момента".
Спрос на рабочих сейчас растёт и в производственном секторе, где предлагают более конкурентоспособные зарплаты, обращает внимание основатель Академии ретейла Алексей Филатов. Так что ретейлу становится ещё сложнее искать новых сотрудников.
"Другой момент — революция в отрасли: количество людей, работающих в магазинах, приблизилось к числу занятых на цифровых платформах. Склады тоже не укомплектованы людьми. Повышать производительность труда полезно, но это всё равно не перекроет нехватку", — констатировал эксперт. Ожидать, что ситуация разрешится сама собой, не приходится, поэтому компании ищут свои варианты.
Руководитель направления обеспечения линейным персоналом торговой сети "Пятёрочка" Юрий Кондратьев отметил, что в компании стараются омолаживать аудиторию. Это касается и покупателей, и персонала, поскольку раньше в числе тех и других преобладали люди 45+.
"Мы прокачиваем магазины с помощью кофе–пойнтов, выпечки, касс самообслуживания. Омолаживаем состав сотрудников. Среди ребят 16–17 лет, которых мы в прошлом году стали массово нанимать, 20% продолжают работать с нами. Ждём, когда остальные отучатся, вернутся, чтобы вырасти до директоров", — рассказал он.
По мнению эксперта, важно показать молодёжи, что карьера в торговой сети развивается быстро. Действительно, к молодому поколению важно относиться внимательно, поскольку это основной ресурс бизнеса на перспективу. При этом статистика неутешительна. По данным Росстата, численность молодёжи (20–34 года) в стране сейчас на 26% меньше, чем 10 лет назад. А данные Минтруда свидетельствуют, что участие молодёжи на рынке труда сократилось на 7%.
Чтобы привлекать молодёжь, компании применяют и нестандартные способы — от переодевания всего штата в худи корпоративных цветов до различных конкурсов. Ведь уже не раз говорили, что зумерам важно, чтобы работа была по интересам. Просто близостью к дому и стабильной белой зарплатой их не привлечь. Работодатели нередко говорят о трудностях в коммуникации с этим поколением, понимая при этом и плюсы (зумеры лучше ориентируются в технологиях, быстрее выполняют задачи).
Алексей Филатов напоминает, что много вопросов было и к миллениалам, которых когда–то поголовно называли двоечниками. Но сейчас видно, что они успешны на рынке труда. Для молодых ребят важна социальная функция бизнеса — понимание роли, которую играет магазин для жизни города. И об этом с ними нужно говорить.
Впрочем, влиять на ситуацию с персоналом в торговых сетях можно и косвенным способом. В "Пятёрочке" стали пересматривать товарный ассортимент в сторону его упрощения. "По нашим исследованиям, избыточное предложение аналогичных товаров не приводит к росту маржинальности и продаж. Лучше дать то, что нужно покупателю, пусть и сократив количество марок на полке. Такие изменения позволяют тратить меньше энергии сотрудников на разные процессы и, соответственно, оптимизировать наём", — поделился Алексей Филатов.

Не отставать от трендов

Ещё один тренд — работа с внештатными сотрудниками. По данным сервиса Solar Staff, Петербург и Ленинградская область входят в тройку лидеров по количеству фрилансеров. Для торговли это весьма актуально.
Руководитель продукта маркетплейса компании "Наймикс" Анна Смирнова считает, что подход к подбору кадров нужно менять, обращая внимание на потребности в моменте. Например, выгоден контакт с самозанятыми — они сами платят за себя налоги.
"Можно избавиться от необходимости выплачивать больничные, отпускные, декретные и уже здесь добиться 10%–ной экономии затрат на фонд оплаты труда", — отметила она.
Самые просматриваемые соискателями профессии в ретейле на "Авито Работа" — продавец–консультант, продавец–грузчик, менеджер по продажам. Ключевой запрос связан с подработкой. В компании уже разработали решение для поиска исполнителей на ограниченные объёмы работы и запустили свою платформу временной занятости. Заказчик определяет, где и какие нужны сотрудники, связывается с ними и приглашает на подработку.
В 2024 году средние зарплаты в ретейле увеличились на 20%, годом ранее — на 18%. Тренд, скорее всего, сохранится. Также потенциально перспективным направлением в решении вопросов кадрового голода может стать организованный целевой набор специалистов из дружественных стран. Это направление сейчас активно прорабатывается. Ретейл — одна из самых инновационных отраслей с множеством нестандартных задач и большими возможностями для разработки и внедрения технологичных решений. Автоматизация и роботизация приводят к сокращению доли ручного труда, компетенции персонала становятся более сложными.
Станислав Богданов
председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли
Кадровую недостаточность пробуют решить за счёт привлечения новых потоков сотрудников из КНДР и Индии. На них спрос достигает 50%, хотя это и вызывает определённые сложности. Глобальная ошибка, которую совершает каждый второй работодатель, — до сих пор присутствует иллюзия о наличии дешёвой рабочей силы на рынке. Бизнес не видит важности в том, чтобы создавать систему мотивации и вовлечения в работу сотрудников. Всё упирается в деньги. Когда руководитель решает повысить зарплату сотруднику, нужно смотреть не на процент, а на итоговую цифру. Если повышение составило 30% от изначального оклада в 205 тыс. рублей — это не лучшая мотивация. Важно сохранять адекватность. Мотивировать не общей идеей, глобальной миссией и высокими задачами, а тем, что сотрудник может материально ощутить на себе: уровень премий, их количество за год, льготные ипотеки и кредитование.
Алексей Жилов
директор аутсорсинговой компании по предоставлению линейного персонала "Сингпроплюс"