Контракт на строительство второй сцены МДТ продлили до 2027 года

Госконтракт на строительство нового здания Малого драматического театра — Театра Европы на Звенигородской ул., 7, продлили до конца 2027 года. По словам заказчика, проект нуждается в "глубокой корректировке".

О продлении сообщается в дополнительном соглашении к контракту, которое было заключено несколько дней назад между ППК "Единый заказчик" и ООО "Трансепт групп" (генеральный подрядчик).
"Требуется глубокая корректировка проектно–сметной документации и прохождение государственной экспертизы. В настоящее время идёт согласование проектных решений с пользователем. В 2025 году планируется получение заключения Главгосэкспертизы России, после чего начнутся полномасштабные работы. Сейчас выполняются работы по монтажу витражей и оконных заполнений, устройству внутренних инженерных систем, молниезащиты и заземления, а также фасадов. Завершены работы по устройству скатной кровли", — сообщили "ДП" в службе по связям с общественностью ППК "Единый заказчик".

Зависший проект

Поначалу завершить стройку должны были к апрелю 2025 года. Теперь график работ скорректирован. Летом 2026 года должна быть завершена подготовка рабочей документации, в апреле 2027–го — строительно–монтажные работы и благоустройство. Затем потребуется несколько месяцев на оформление заключения о соответствии и других документов, необходимых для ввода здания в эксплуатацию.
Формальная причина продления договора — по соглашению сторон. Всего, с учётом аванса, по договору оплачено около 1,5 млрд рублей, стоимость исполненных обязательств — около 300 млн. Общая стоимость работ составляет около 8 млрд рублей.
Как следует из материалов судебных заседаний, необходимость корректировки рабочей документации связана с тем, что будущего пользователя объекта — то есть сам Малый драматический театр — не вполне устраивал проект, прошедший в 2020 году Главгосэкспертизу.
В январе 2023 года на совещании в Минкульте выяснилось, что театр к тому моменту так и не предоставил окончательный перечень предложений по изменению проекта. В результате оказался сорван срок разработки рабочей документации — она должна была быть готова ещё к августу 2022 года.

Спорная земля

Между тем на стройке, похоже, возникла ещё одна проблема — с отводом земли под городок для рабочих. Под него ранее использовали участок 900 м² позади Багратионовского сквера. В октябре подрядчик проиграл иск к ГКУ "Имущество Санкт–Петербурга" о признании договора аренды этого участка действующим до завершения работ по строительству объекта.
Как отмечается в материалах судебных заседаний, участок передавался под городок на 3 года. Договор на него действовал до 20 сентября 2022–го, но автоматически продлевался в отсутствие возражений арендодателя. Но в апреле нынешнего года ГКУ направило подрядчику уведомление об отказе от исполнения договора и предложило в трёхмесячный срок освободить землю. Подрядчик указал на суде, что договор, по его мнению, действует до момента завершения работ по строительству второй сцены МДТ. А также — что вплоть до настоящего момента он продолжает пользоваться участком и вносит за него плату. Но суд отклонил его доводы.
Впрочем, возможно, это и не критично, поскольку коробка здания уже выглядит законченной.

Среди доходных домов

Здание театра на Звенигородской ул. можно считать одним из характерных примеров долгостроя в сфере культуры. Его возводят на Звенигородской ул., на том месте, где прежде планировалось разместить вторую очередь торгово–развлекательного комплекса с океанариумом "Планета Нептун". От строительства этой очереди коммерсанты по каким–то причинам отказались, возможно, потому, что первая очередь не принесла ожидаемой прибыли.
Хотя театр и называется "малый", ему требуется большое здание — общей площадью около 23,5 тыс. м², 9 этажей в соответствии с разрешением на строительство. Он зрительно разделён на несколько небольших объёмов, стилизованных под доходные дома. Изначально планировалось, что в каждом таком "доме" будет реализована своя театральная функция, так что артисты будут перемещаться по ним как по отдельному городу. Полностью реализовать эту задумку не удалось, но сохранена идея большого пространства театрального зала, окружённого различными вспомогательными помещениями.
Решено было также сохранить длинную стену исторического здания, выходящую на Звенигородскую ул., и встроить её в театр. Здание включает зал–трансформер, склад декораций и другие помещения.
Проект был рассмотрен на Градостроительном совете ещё в 2009 году. На Совете по наследию — примерно 10 лет назад, в декабре 2014 года. Год спустя был заложен первый камень, а ещё через год, в январе 2017–го, договор на 2,5 млрд рублей с подрядчиком, компанией ООО "Стройсоюз СВ", был расторгнут. Причины назывались обычные для таких случаев: срыв сроков и другие нарушения условий контракта. Причём у банка, который по условиям давал свою гарантию, была отозвана лицензия.
В 2017 году выбрали нового подрядчика — компанию "Трансепт групп". Но полноценно приступить к работам долго не удавалось из–за конфликта, возникшего между Архитектурной мастерской Мамошина, генпроектировщиком АО "Театрально–декорационные мастерские" и государственным заказчиком при Минкульте. С архитекторами не расплатились, и в 2020 году они добились судебного запрета на использование проекта. После того как в 2021 году вместе с другими стройками в сфере культуры контроль за этим объектом перешёл от Минкульта к ППК "Единый заказчик", конфликт был урегулирован.
Сейчас, насколько известно, правовых препятствий с этой точки зрения нет. В том же 2021 году был заключён новый контракт с ООО "Трансепт групп" на 8 млрд рублей, сроки которого теперь и приходится продлевать.

Надежда есть

Перенос сроков и замена подрядчиков в рамках государственных заказов нередко являются следствием нарушений со стороны самих подрядчиков, отметил в комментарии "ДП" юрист Адвокатского бюро ЕПАМ Юрий Надёжин. Но это может быть вызвано и другими обстоятельствами: например, нарушениями на стороне заказчиков (в том числе просрочкой приёмки или оплаты работ), срывами сроков субподрядчиками, макроэкономическими факторами.
"Передача полномочий заказчика от Минкультуры к ППК “Единый заказчик в сфере строительства” в отношении ряда затянувшихся крупных проектов, в том числе в отношении Консерватории и МДТ в Санкт–Петербурге, позволяет надеяться, что они будут завершены в краткосрочной перспективе", — считает юрист.
Одна из причин такого оптимизма в том, что ППК "Единый заказчик" специально создана для реализации крупных строительных проектов. Компания объединяет специалистов, имеющих и развивающих опыт в строительстве уникальных объектов. Передача функций заказчика в этой сфере профильной компании позволит более качественно отбирать подрядчиков, а также контролировать ход и результаты работ. "Как следствие, снижается риск вовлечения в проект ненадёжного исполнителя и затягивания строительства", — рассуждает Юрий Надёжин.
Тут, вероятно, стоит напомнить, что реконструкция Консерватории пока тоже не завершена.
"Деловой Петербург" направил вопросы в МДТ, но там от комментариев отказались.
Среди причин доработки проекта — длительная история строительства, постоянные изменения нормативно-правовой базы и сложность театральных технологий. Главная проблема объекта — это долгострой. Десять лет строить нельзя. За это время даже произошла смена юридического заказчика. Раньше это была Северо-Западная дирекция Минкульта, теперь это Минстрой. Объект "попал под раздачу" всех событий, которые происходили за 10 лет, но на его облик это нисколько не повлияло. Всё соответствует решению, которое было согласовано в КГА и КГИОП. Все правки, которые доводилось делать, были выполнены в контексте ранее принятых решений. На сегодняшний день я продолжаю выполнять согласования всех принципиальных корректировок, касающихся архитектуры. Больше всего изменений в инженерных разделах проекта: там много новых требований. Проект изначально был очень благополучный, отвечал всем действующим на тот период нормативам, его надо было просто быстро строить и вводить в эксплуатацию. Дай Бог, чтобы новая сцена МДТ всё-таки была завершена!
Михаил Мамошин
архитектор, автор проекта второй сцены МДТ
Были времена, когда быстро строились шедевры. А были такие, и в нашем городе тоже, когда архитектору надо всю жизнь было положить на то, чтобы построить шедевр. Шедевры никогда не устаревают. В случае с МДТ — мне кажется, на сегодня это средний срок строительства таких объектов для Петербурга. На мой взгляд, проект этот хорошего уровня — уровня, которого достоин наш город. Тем более там было такое богом забытое место. Оно сильно изменится в результате строительства этого здания. Понятно, конечно, что каждый архитектор сделал бы на этом месте что–то своё. Но этот проект вызывает здоровый спортивный азарт, когда на него смотришь: попробуй тоже что–то здесь сделать. А это хорошее качество архитектуры.
Сергей Орешкин
архитектор, руководитель бюро "А.Лен"
Применительно к проблеме долгостроев полагаем, что это общая проблема государственных контрактов, где цена является основным критерием отбора подрядчиков. А это не гарантирует качество и сроки. Ну и классическая неразбериха — расторговывают контракт на строительство того, чего нет. Пока ищут подрядчика, решают поменять проектные решения, а механизм эффективного внесения изменений в госконтракт отсутствует.
Дмитрий Некрестьянов
партнёр, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ "Качкин и партнёры"