Петербургу грозит новый рост цен на продукты питания и алкоголь

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Передел рынка производства продовольствия и алкоголя в 2023 году не привёл к дефициту. Однако рост цен в ближайшее время неминуем.

В 2023 году на рынке производства продуктов питания и алкоголя произошли существенные изменения. Иностранные компании продавали оставшиеся активы, а многие бренды, которые давно присутствовали на российском рынке, из–за санкций сменили названия. При этом серьёзного дефицита на полках торговых сетей не наблюдается.

Поглощения, банкротства и ребрендинг

Тенденцией последних лет в Петербурге стало поглощение местного бизнеса более крупными федеральными игроками. В 2023 году БКХ "Коломенский" приобрёл петербургскую ГК "Дарница" (выпускает продукцию под брендом "Аладушкин"). Агропромышленный холдинг "Таврос" купил птицефабрику "Оредеж". Ранее агрокомплекс "Оредеж" тоже принадлежал "Аладушкин Групп". Оказались вынуждены продать свои российские активы крупнейшие производители пива — Carlsberg Group (владела "Балтикой") и Heineken.
Банкротится в Петербурге рыбный комбинат "РОК–1". Его кредиторы намерены продать или сдать в аренду производственные площадки в Петербурге и Ленобласти. Ну а те, кто избежал поглощения или банкротства, занимаются ребрендингом. Danone в этом году перестанет учитывать в отчётности результаты российского подразделения, а с баланса компании спишут около € 200 млн. "Эйч энд Эн" (бывшая российская "дочка" Danone) в этом году переименовала все бренды, входящие в портфель компании: Alpro теперь продаётся под брендом Planto, "Активиа" переименовали в "АктиБио", Actimel — в Actimuno.

Импортное наследство

Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова напоминает, что приобретение бизнеса Fazer в прошлом году позволило "Коломенскому" успешно войти на рынок Петербурга.
"Ряд зарубежных компаний остаются на российском рынке, в том числе Uniliver с брендами Knorr, Calve, Rama, Lipton, Brooke Bond. Компания прекратила инвестиции в развитие и маркетинг, но при этом локализованные заводы продолжают работать. Также продолжается выпуск шоколада Ritter Sport и продукции Mondelēz", — замечает Марина Петрова.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская добавляет, что основная часть сделок в этом году связана именно со сменой собственников иностранных компаний. Активность покупателей выросла в связи с открывшимися возможностями по приобретению активов. При этом на рынке всё ещё много иностранных брендов, но не первого эшелона. Продолжают выпускаться под старыми названиями кофе Lavazza, Julius Meinl, Illy, молочные продукты Parmalat, Hochland, соусы Heinz и т. д.
В пресс–службе ООО "Виола" (ex–Valio) добавляют, что прошлый год был отмечен кардинальными переменами в отрасли, связанными со сделками по купле–продаже. Кроме того, сказались санкции, в связи с которыми почти всем пришлось адаптировать цепочки поставок и наращивать степень локализации. Производители на тот момент действительно несколько снизили активность.
"Но, на наш взгляд, все игроки достаточно быстро прошли процесс адаптации и налаживания процессов. Маркетинговая активность в этом году восстановилась почти в полном объёме. Значительного перераспределения долей на рынке не произошло — продолжают работу достаточно сильные производители под брендами из европейских стран, сохраняется заметная доля импорта хорошо знакомых потребителям брендов из Белоруссии. Стоит отметить, что растут и большие российские производители, в том числе недавно вышедшие на рынок Петербурга", — считают в компании.
При этом именно молочный рынок всегда был непростым и высококонкурентным, поэтому производители регулярно ищут возможности развития бизнеса. За счёт расширения ассортимента, выхода на новые рынки или же новых производственных мощностей.
"Виола" видит значительный потенциал для роста именно в расширении производственных возможностей, так как сейчас по ряду категорий сложно в полной мере удовлетворить растущий спрос. За этот год продажи предприятия демонстрировали рост во всех ключевых направлениях. Рекордным стал рост в категории творожных сыров — плюс 70% в натуральном выражении за 9 месяцев 2023 года к аналогичному периоду прошлого года. В густых йогуртах и плавленых сырах в "треугольниках" рост составил 39%, в питьевых йогуртах — более 50%.
Эльдар Беглов, генеральный директор группы компаний "Лосево", замечает, что в 2023 году покупатели стали чаще выбирать продукцию именно местных, региональных производителей. Спросом пользуется продукция знакомых потребителям местных марок. "Мы продолжаем сотрудничать с нашими постоянными поставщиками и тщательно отбираем сырьё для нашего производства в Светогорске. Качество молочной продукции остаётся главным приоритетом", — добавляет Беглов.

Пиво останется, вино подорожает

Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский отмечает, что одним из главных событий стало то, что в октябре Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области запретил Carlsberg лишать "Балтику" прав на часть глобальных брендов. Соответственно, предприятие в следующем году не планирует отказываться от их производства и розничной реализации.
В августе 2023 года Heineken продала свой российский бизнес компании Arnest Group. Новому владельцу перешли семь пивоваренных заводов, а также более 20 брендов, в том числе и иностранных товарных знаков.
"В 2024 году нас ждёт увлекательная конкурентная борьба на пивном рынке с учётом смены топ–менеджмента пивных гигантов. Турецкая Anadolu договорилась о выкупе у бразильско–бельгийского концерна AB InBev неконтролирующей доли в российском пивоваренном предприятии AB InBev Efes BV. После закрытия сделки Anadolu Efes в лице EBI станет единственным владельцем AB InBev Efes BV и продолжит полностью консолидировать результаты AB InBev Efes BV в своей финансовой отчётности", — отмечает Черниговский.
Серьёзные изменения в следующем году произойдут и на винодельческом рынке России, в сегментах тихих и игристых вин. Дело в том, что ставка акциза на тихие вина в РФ с 1 мая 2024 года составит 108 рублей за литр. Это в 3 раза выше текущей ставки. Ставка акциза на игристые вина, включая российское шампанское, с 1 мая 2024 года также увеличится в 3 раза — до 141 рубля за литр.
Соответственно, розничная цена за бутылку тихого вина российского производства 0,75 л с 1 мая будет начинаться с 300 рублей, импортного производства — с 600 рублей. Розничные цены на игристые, в том числе шампанские, вина 0,75 л российского производства будут начинаться от 350 рублей, на игристое вино зарубежного производства — от 700 рублей. Данная ценовая ситуация, по мнению Черниговского, серьёзно изменит расклад на винодельческом рынке: "Снизится объём розничной реализации тихих и игристых вин. В первую очередь снизятся объёмы продаж импортной винодельческой продукции. В целом объёмы розничных продаж тихих и игристых вин в следующем году снизятся в пределах 10% по сравнению с 2023 годом".