IKEA ушла, заказы остались: рынок e-commerce в России вырос на 38% за год

Автор фото: Петр Ковалев / "ДП"

Рынок e-commerce в России вновь показывает впечатляющий рост — почти на 40 % за год.

Объём продаж российского рынка e-сommerce по итогам 2023 года составит 7,9 трлн рублей (+38 % к 2022 году), следует из данных Data Insight. Ожидается, что в 2024 году будет превышен показатель 10 трлн рублей, а в 2027–м — 15 трлн. К 2027 году ожидается и рост количества заказов в два с половиной раза (с 4,5 млн штук в 2023 году до 11,6 млн). Спад по заказам, начавшийся в I квартале 2022 года, был отыгран за год — к концу весны 2023 года.
Кстати, закрытие в России интернет–магазинов отдельных иностранных ретейлеров, включая IKEA, на рынок в целом практически не повлияло. "Окно замещения было не слишком широкое в целом для рынка (но заметное в отдельных категориях), но оно уже закрылось", — следует из отчёта Data Insight.
Доля интернет–торговли в общем объёме розничных продаж России постепенно растёт, по итогам 9 месяцев 2023 года она составила 12,5 %, подсчитали в Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ). Год назад было 11 %.
Участники рынка отмечают серьёзный вклад в развитие онлайн–ретейла со стороны регионов, который стал возможен благодаря выстроенной логистике, созданию сетей пунктов выдачи заказов и активному сотрудничеству с бизнесом на местах. По данным АКИТ, по итогам 9 месяцев 2023 года на Москву в общем объёме продаж приходится 18 %, на Подмосковье — 9,2 %, Петербург — 6,1 %, Краснодарский край — 5,1 %, Ростовскую область — 2,9 %, Свердловскую — 2,6 %, Нижегородскую — 2,2 %, Самарскую — 2,0 %, Республику Татарстан — 1,9 %, Красноярский край — 1,8 %. "В регионах произошёл переломный момент — предприниматель скорее выберет онлайн, а не офлайн. Такой тренд мы наблюдали в столицах в 2021 году", — заявила на прошедшей недавно конференции Tinkoff e-сommerce Валерия ­Воронцова, представитель платформы Tinkoff e-сommerce.
"Важный фактор, который обеспечит дальнейший рост, — развитие онлайн-продаж в категориях товаров, которые сегодня чаще покупают в традиционном ретейле. По мнению экспертов, в 2027 году проникновение онлайн–продаж в категориях одежды и обуви превысит 80% и 11 % соответственно. При этом в деньгах 11 %-ное проникновение онлайна в FMCG равно 80 %-ному проникновению в категорию одежды и обуви и 87 %–ному проникновению в категории электроники — 3 трлн рублей", — говорят в Ozon.
Дальнейшему росту будет способствовать выход на рынок новых оте­чественных брендов, говорит Никита Цой, руководитель отдела продаж ЮMoney. "Больше года назад из страны ушли многие зарубежные бренды, что открыло российским компаниям новые возможности для развития. Наиболее активно развиваются малый и средний бизнес. В январе–сентябре 2023 года среди небольших продавцов количество магазинов с физической доставкой выросло на 21 %, их оборот увеличился на 4 %, количество транзакций — на 7 %", — прокомментировал он. Ещё одним фактором дальнейшего роста Никита Цой называет развитие новых платёжных методов: "С рынка ушли зарубежные "пеи" — это способствовало переходу на альтернативные методы оплаты. Мы ожидаем, что рынок продолжит развивать собственные платёжные методы. Помимо собственных "пеев" мы наблюдаем развитие электронных кошельков, а также оплат по ссылкам в мессенджерах".
Определяющее значение в развитии рынка сегодня — у маркетплейсов, на которые, по данным Data Insight, приходится 54 % от общего объёма продаж и 75 % от общего количества заказов. Развитие собственных торговых площадок ретейлеров также станет фактором роста, полагает Никитай Цой.
Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры "Менеджмент в ретейле" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, говорит, что развитие рынка ограничивает в том числе протяжённая география страны и низкий уровень интернет–развития в некоторых регионах, а также сложность, дороговизна доставки продукции. "Также стоит упомянуть ограничения на использование зарубежных платёжных систем и сервисов доставки товаров. Существуют культурологические причины — в частности, недостаточная осведомлённость населения о возможностях онлайн-шопинга и опасения относительно безопасности покупок в интернете. Не стоит сбрасывать со счетов высокую конкуренцию со стороны традиционных магазинов и рынков, увеличение стоимости складской обработки заказов, а также рост цены транспортной логистики. Есть законодательные ограничения на продажу и рекламу некоторых товаров и услуг в интернете", — перечисляет он.
В числе ограничений, меша­ющих развитию, эксперты называют госрегулирование. "Влияние государственного регулирования на отрасль является не только риском, но и потенциальным драйвером для дальнейшего роста, — считает Роман Лысов, CEO VirtualPOS. — Но в государственном регулировании, безусловно, могут быть и положительные моменты. Введение понятных правил и законодательных норм электронной торговли в краткосрочном периоде может притормозить развитие, но в долгосрочной перспективе создаст надёжную базу для роста. Рынку не нужен рост в ущерб качеству".
"Главный фактор, препятству­ющий развитию, — отсутствие свободных складских площадей. Даже если маркетплейс принимает решение строить склады "под себя", стоп-фактором выступает ограниченное количество девелоперов, способных реализовать такие проекты. Склады для e-com существенно отличаются от стандартного класса A", — добавляет Илья Князев, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости NF Group в Петербурге.
"Российский рынок электронной коммерции достаточно развит, потребители онлайн-торговли привыкли к широкому ассортименту, быстрой и зачастую бесплатной доставке, удобному сервису. Мало кому ещё в мире доступен сопоставимый уровень предоставления услуг. Находясь внутри, мы зачастую не осознаём, что для страны такого размера и объёма рынка лидеры электронной коммерции предоставляют сервис на уровне передовых мировых стандартов", — подчёркивает Александр Лебедев.