Новые платные магистрали построят в Петербурге без развязок с набережными Невы

Автор фото: "ДП"

У будущих платных трасс Петербурга не предусмотрены развязки с набережными Невы. Проблема в том, что эти набережные перестали справляться с ролью магистралей непрерывного движения.

Депутаты Законодательного собрания Санкт–Петербурга 21 декабря приняли в третьем чтении генеральный план города. Среди многочисленных нюансов развития города, которые описывает этот документ, особое внимание привлекает ситуация с будущими скоростными платными магистралями и с тем, как они связаны с основной дорожной сетью.

Широтную магистраль понизили

Строящаяся Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) пересечёт Неву в створе Фаянсовой и Зольной ул., для чего будет построен мост. Но съехать с моста на набережные будет нельзя. Ближайшие развязки предусмотрены на левом берегу — с Глухоозёрским шоссе и с ул. Седова, на правом — с Союзным пр. То есть в обоих случаях примерно в 1,5 км от набережных (пр. Обуховской Обороны и Октябрьской наб.).
Особенно примечателен отказ от развязки с Октябрьской наб. Она в составе других набережных на правом берегу Невы с советских времён задумывалась как внутригородская магистраль без светофоров (непрерывного движения). То есть на первый взгляд заслуживает того, чтобы иметь развязку со скоростной трассой. Скажем, кольцевая дорога — одна из главных петербургских магистралей — такие развязки имеет. У другой скоростной трассы, Западного скоростного диаметра, в Василеостровском районе есть развязка с наб. Макарова.
Отсутствие съездов в проекте ШМСД можно было бы объяснить тем, что мост в её составе изначально планировался высоководным (чтобы обеспечить круглосуточную транспортную связь, а также облегчить навигацию). Для подведения дорог к высоководному мосту требуется изымать много земель и сносить здания, в числе которых могут оказаться и исторические.
Но как заявили ещё в прошлом году в компании — партнёре АО "ЗСД", мост в составе ШМСД решено было сделать низководным и разводным (связано с требованиями по охране памятников). То есть неразрешимой проблемы со съездами больше нет. Ведь даже для планируемого к постройке Большого Смоленского моста (тоже разводного и низководного, но бесплатного) пролоббировали поправки в закон о зонах охраны, которые позволяют снести ради создания съездов несколько исторических зданий.

Орловский тоннель для равновесия

Похожая ситуация с другой планируемой к постройке платной дорогой — магистралью М–7, дублёром пр. Энгельса. Она получила наибольшую известность в новостях как трасса через Удельный парк. Но также примечательна тем, что должна пересечь Неву в створе Арсенальной ул. Конкретных проектных решений пока нет, но в генплане развязок с набережными Невы у Арсенального моста (Смольной на одном берегу и Арсенальной со Свердловской на другом) не предусматривается. Кроме того, если раньше мост должен был упираться в Смольную наб., то впоследствии в проект генплана был добавлен подход к этой переправе со стороны Шпалерной улицы в створе Таврической ул. через нынешнюю территорию Главной водопроводной станции. В комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) говорили, что это "обосновывается необходимостью перераспределения транспортных потоков в центральной части города".
Зато, как можно заметить, развязка с набережной и подходы показаны у планируемого к постройке платного Орловского тоннеля. Что позволяет предположить, что проекты транзитных магистралей и тоннеля должны как–то уравновесить друг друга.

Что думают эксперты

Экс–глава экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов полагает, что для строительства развязок с учётом уклонов просто нет места.
В свою очередь, эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин отмечает, что на примыканиях скоростных дорог к городским магистралям неизбежно будут образовываться пробки (он привёл в пример пересечение Западного скоростного диаметра и Богатырского пр.). По его словам, если где–то и есть места, где можно построить относительно длинные съезды, на которых машины будут стоять в пробках, не перегораживая сами дороги, то с набережными это нереально дорого.
К тому же набережные могут встать в вечной пробке из желающих заехать и съехать. Для оценки последствий много лет существуют технологии математического транспортного моделирования, добавил эксперт.
Руководитель инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры Северной столицы Виктор Орлов рассказал "ДП", что "с точки зрения исключительно транспортного развития отсутствие таких съездов однозначно негативный фактор, который вызовет пробки на ближайших съездах и улично–дорожной сети". Но в целом для развития города полезнее строить много небольших дорог и развивать общественный транспорт.
Член комиссии по горхозу ЗакСа Александр Рассудов отмечал, что набережные Невы "все перегружены, пробки там крайне велики". Вероятно, сама концепция внутригородских магистралей непрерывного движения нуждается в переосмыслении.
В Смольном предоставить комментарии затруднились: в КГА и КРТИ переадресовали вопросы "ДП" друг к другу.
Там, где ШМСД пересекается с Невой, есть проблема в охранных зонах. Причём охраняется не только объект наследия, но и вид на него. Первоначально проектировался высокий неразводной мост. Типа моста Бетанкура, только повыше. Поэтому съезды на набережные не планировались — возник бы слишком большой перепад высот. Есть и вторая причина — опасность перегрузить и так загруженные набережные.
Андрей Горев
профессор Высшей школы транспорта Санкт–Петербургского Политехнического Университета
Во–первых, все съезды либо приводят к удорожанию береговой части и требуют освобождения территорий, либо требуют вмешательства в русло, что сопряжено с последствиями для судоходства и тоже стоит денег. Во–вторых, надо понимать, что, если мы начинаем спускать поток на набережные (которые и без того загружены и, к сожалению, являются бессветофорными магистралями), мы дополнительно достаточно сильно эти набережные нагружаем. Что приводит к заторам и на соседних улицах. Среди худших примеров — развязки ЗСД с Благодатной ул. и Богатырским пр.
Иван Вергазов
транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик"