В России хотят утвердить новый порядок ведения перечня экстремистских организаций. Опубликован соответствующий проект приказа министерства юстиции. Какие вносятся изменения и как они повлияют на бизнес, — в материале "ДП".
Неформальные экстремистские сообщества
Приказ устанавливает правила того, как Минюст должен формировать список экстремистских организаций. В данном случае, речь идёт о порядке внесения экстремистских сообществ в реестр экстремистских организаций. Основные изменения вступили в силу 23 июля 2025 года, когда в понятие экстремистских организаций были включены экстремистские сообщества. Соответствующие поправки в закон подписал президент.
Согласно документу, как и раньше, в перечень вносятся организации (общественные, религиозные и другие) после того, как суд принял решение об их ликвидации или запрете деятельности за экстремизм. При этом решение должно вступить в законную силу. Основанием для внесения является копия решения или приговора суда. Организация должна быть внесена в перечень в течение 30 дней после получения Минюстом документов из суда.
Но если в старом приказе от 2021 года речь шла только об "организациях", деятельность которых запрещена или которые ликвидированы решением суда по гражданскому или административному делу (таких в перечне сейчас 123), то теперь в перечень будут включать ещё "экстремистские сообщества".
Это неформальные организации, которые будут попадать в список на основании вступившего в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу (статья 282.1 УК РФ) в отношении их создателей, руководителей или участников. То есть после того, как по уголовному делу о создании экстремистского сообщества будет вынесен обвинительный приговор, эта группа попадёт в реестр.
Таким образом, теперь в перечень могут попасть не только формально (с документами) зарегистрированные организации, но и неформальные (незарегистрированные) группы и сообщества, если суд признает, что их участники занимались экстремистской деятельностью. Уточняется, что ответственным за ведение перечня теперь является департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния.

Статуя Фемиды.
Цифровое клеймо
Так как сначала сообщество признают экстремистским через уголовное дело против его лидеров, а затем этот официальный статус может использоваться для поиска остальных участников, круг потенциальных "экстремистов" значительно расширяется. На фоне этого многим работодателям придётся пересмотреть привычные проверки кадров. Ведь человек может не иметь проблем с законом, но состоять в потенциально экстремистском сообществе.
“
"Работодателям, возможно, придётся проверять соискателей не только на наличие судимости (что и так делают для некоторых должностей), но и на то, не числятся ли они в этом реестре как члены запрещённой неформальной группы. Как именно это проверять — большой вопрос, пока механизма нет", — подчеркнула управляющий партнёр ГК "РосКо" Алёна Яковлева.
Если выяснится, что работник включён в реестр как член такого сообщества, компания может столкнуться с серьёзными проблемами. Это давление проверяющих органов (возможно, требования принять меры), необходимость уволить сотрудника, особенно в госучреждениях, школах, вузах. Основанием может стать "утрата доверия" или "несовместимость с должностью", удар по репутации компании.

“
"Идея Минюста значительно расширяет возможности государства по контролю, включая в реестр неформальные объединения. Это создаёт новые риски для граждан и добавляет неопределённости бизнесу, особенно в вопросах найма и управления персоналом. Теперь именно уголовные суды, вынося приговоры по статье 282.1, будут фактически определять, какие неформальные группы попадут в этот список", — отметила специалист.
Участие лица в экстремистском сообществе само по себе не распространяется на другие, связанные с ним организации, в том числе, на место его работы или учебы, обращает внимание на формулировку проекта приказа адвокат, сооснователь АБ "След" Александра Харина.
“
"Статус экстремистского присваивается только тому сообществу, которое будет прямо указано в приговоре суда. Основания для увольнения сотрудника могут появиться только в том случае, если судом в качестве дополнительного наказания установлен запрет на занятие лицом конкретной профессиональной деятельностью", — поясняет адвокат.
Круг подозреваемых расширен
Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам. К нему относят насильственное изменение основ конституционного строя, публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, воспрепятствование законной деятельности государственных органов и др.
Нововведения потребовались в том числе ввиду того, что современный экстремизм часто существует в виде сетевых сообществ (например, это паблики в соцсетях, различные чаты). Эти движения могут не иметь чёткой структуры, но существуют отдельные группы. Если юридического лица у такой группировки нет, то и запретить её через гражданский суд нельзя. Так что к таким неформальным сообществам применить старый подход было невозможно. Но эту проблему решает новый приказ, который привязывает понятие "экстремистское сообщество" к уголовной статье.
Администрация одного только Telegram до сих пор не удалила из мессенджера около 157 тыс. единиц противоправного контента (в том числе экстремистского), рассказал ТАСС член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор проекта "Цифровая Россия" партии "Единая Россия" Антон Немкин.
“
"В перечне содержатся следующие сведения об экстремистском сообществе: порядковый номер записи в перечне, фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, в отношении которого вынесен приговор, а также наименование экстремистского сообщества (при наличии) в соответствии с приговором, реквизиты приговора (иного судебного акта), дата включения экстремистского сообщества в перечень", — гласит документ.
Теперь правоохранительные органы будут расследовать уголовное дело против конкретного человека (или группы лиц) по статье 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества), а также доказывать, что человек совершил преступление как участник или создатель группы, созданной для экстремистской деятельности. После в перечень внесут наименование объединения, а также дату приговора по соответствующей статье.
“
"По мнению властей, это закрывает дыру в законе. Раньше реестр касался только официально зарегистрированных объединений, а неформальные группы, даже осуждённые за экстремизм, в него не попадали", — пояснила "ДП" Алёна Яковлева.
По её словам, сам законопроект пока не даёт чётких новых правил, и определять, была ли группа "экстремистским сообществом" будет суд. Статья 282.1 УК РФ описывает сообщество как устойчивую группу, которая специально объединилась для подготовки или совершения преступлений на почве экстремизма. Устойчивость обычно доказывают длительностью существования группы, наличием структуры и ролей, неоднократностью действий.
“
Раньше экстремистской признавалась только та организация, в отношении которой прокуратура инициировала судебный процесс, и суд принял решение о её ликвидации или запрете деятельности из-за выявленных признаков экстремизма. С 23 июля 2025 года статус экстремистской организации автоматически присваивается также сообществам, если в отношении хотя бы одного из их участников вынесен обвинительный приговор по ст. 282.1 УК РФ.
Логика изменений в том, что если суд в рамках уголовного процесса придет к выводу, что в деятельности некой группы людей имеются признаки экстремизма, то данный факт более не требует дополнительного подтверждения в рамках административного судопроизводства.
Для государственных органов процедура стала проще и быстрее.
Участники же запрещаемых объединений, в свою очередь, лишились целого отдельного процесса, в рамках которого можно было оспаривать экстремистский характер их деятельности.
Основной риск состоит в усилении репрессий по, так называемым, "экстремистским составам".
Так, ранее возбудить уголовное дело об участии в экстремистской организации (282.2 УК РФ) можно было только после того, как организация была признана таковой отдельным решением суда. Сейчас же приговора в отношении одного лица достаточно, чтобы инициировать уголовное преследование в отношении всех, кто продолжает деятельность сообщества.

Александра Харина
адвокат, сооснователь адвокатского бюро "След"