В России возник бум IPO

Автор фото: Коньков Сергей / "ДП"

IPO на российском рынке порой позволяют заработать десятки процентов, но чаще нет. В 2023 году счёт 1:2 не в пользу инвесторов.

То, что происходит сейчас на рынке акций, многие называют бумом IPO. В самом деле, если в 2022 году на первичное размещение своих бумаг решился лишь один эмитент, оператор самокатов "Вуш Холдинг", то в 2023–м таковых уже шестеро, и могут быть ещё.
Правда, объёмы нынешних размещений не чета прежним. До 2021 года российские компании привлекали на биржах (как российской, так и зарубежных) суммы, эквивалентные сотням миллионов, а порой и миллиардам долларов США. Теперь же успехом считается размещение на несколько миллиардов рублей, что соответствует нескольким десяткам миллионов долларов. Тем не менее на фоне прошлогоднего затишья и это прогресс.

На биржу за капиталом

В ближайшие месяцы тенденция, видимо, сохранится. Как рассказал в октябре на Уральской конференции НАУФОР глава наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов, в 2024 году торговая площадка ожидает десятки IPO, но объёмы размещений будут небольшими.
"При этом вопрос в стоимости денег, — добавил он. — У нас доходности по облигациям достаточно высокие, и инвесторы хотят дисконт по акциям, а акционерные компании, которые сегодня хотят размещаться, собственно, не очень хотят этот дисконт предоставлять".
"После нескольких лет затишья на рынке IPO то, что сейчас происходит, действительно можно назвать бумом, — говорит ведущий аналитик “Цифра брокер” Даниил Болотских. — Активность можно объяснить тем, что деньги заперты в стране и у инвесторов сильно сужается возможность для инвестиций. Компании хотят воспользоваться такой конъюнктурой и привлечь средства через публичные размещения и тем самым повысить узнаваемость бренда".
"За последние пару месяцев с первичным размещением своих акций вышли четыре компании: разработчик инфраструктурного ПО ГК “Астра”, fashion–ретейлер Henderson, оператор АЗС “ЕвроТранс”, золотодобытчик “Южуралзолото”, — перечисляет управляющий директор по инвестициям УК “ПСБ” Николай Рясков. — Результативность этих IPO различная — оценивать финансовые показатели на таком коротком промежутке не совсем корректно. Но уже сейчас можно говорить о впечатляющем уровне спроса, во много раз превысившего предложение по некоторым активам. 2023 год можно назвать годом динамичного восстановления российского фондового рынка: растёт количество частных инвесторов, изменилась конъюнктура и количество доступных для инвестирования инструментов. В ответ на запрос рынка в новых ценных бумагах компании выходят на IPO. Для эмитента первичное размещение акций — это в первую очередь эффективный способ привлечения дополнительного финансирования в бизнес, одна из альтернатив облигациям в периоды высокой стоимости фондирования. Так что можно сказать, что сложившаяся ситуация win–win для всех её участников. Кроме того, правительство и ЦБ анонсировали активную поддержку компаниям, выходящим на IPO".
Руководитель отдела управления акциями УК "Первая" Антон Кравченко оценивает итоги последних IPO российских компаний позитивно как с точки зрения инвесторов, так и с точки зрения компаний. "У инвесторов появилась возможность диверсифицировать свои вложения, а компании получили публичную оценку, ликвидность и возможность привлекать средства на рынке акционерного капитала, — поясняет он. — Отчасти это можно назвать бумом, активность инвесторов выросла, и на рынок пошли эмитенты за капиталом. Продажа акций является средством привлечения долгосрочного капитала на развитие компании или возможностью выйти акционерам, инвестировавшим в компанию на раннем этапе".

Инвестор поменялся

"Главный вывод прошедших IPO в том, что рынок частных инвестиций оказался гораздо глубже, чем это казалось инвестбанкирам ещё полгода назад, — подчёркивает инвестиционный стратег брокера “ВТБ Мои Инвестиции” Станислав Клещёв. — Мы видим, что рынок переваривает размещения по 5–13 млрд рублей. Хотя ранее казалось сложным собрать более 2–3 млрд на таком рынке. Но инвесторы стали разборчивее. Размещения с негативной динамикой цен в первые дни торгов охлаждают горячие головы. С учётом роста числа размещений и их частоты можно говорить о буме не только IPO, но и SPO — многие компании проводят допэмиссии акций, привлекая капитал с рынка. Предпосылками для этого стали: 1) высокие процентные ставки и стоимость заимствований, которые заставляют смотреть на замещение долгового капитала акционерным; 2) рост рынка акций, который находится на максимуме последних полутора лет (это даёт возможность разместить акции дорого с высоким мультипликатором); 3) импортозамещение как тренд (оно дало импульс развитию бизнеса целых секторов, компании из которых смогли ускорить рост своих финансовых показателей); 4) структурные изменения на рынке (с учётом высоких рисков вложений в зарубежные активы бумаги российских эмитентов стали ещё более привлекательны для массового инвестора)".
"Из последних IPO можно вынести один основной вывод: у инвесторов есть огромный интерес к IT–компаниям, — добавляет Даниил Болотских. — У “Астры” в первый день торгов оборот составил около 10,9 млрд рублей, в то время как у “Хендерсона” — 1,7 млрд, у “Евротранса” — 279 млн, у “Южуралзолота” — более 2,5 млрд".

Иногда везёт

Акции "Астры" в первый день торгов, 16 октября, отличились не только высокими оборотами, но и сильным ростом цены. Котировки в этот день поднимались до 651,7 рубля, что почти вдвое выше цены размещения (333 рубля).
Ранее, в апреле 2023 года, подобную радость доставили акционерам бумаги биотехнологической компании "Генетико". Им для удвоения относительно цены IPO потребовалось 3 дня.
Другие IPO в текущем году инвесторов особо не порадовали (см. графики). Зато с точки зрения эмитентов они оказались вполне успешными: капитал удалось привлечь по рыночной оценке или даже чуть лучше. Так что с начала года счёт размещений, успешных для инвесторов и для эмитентов, можно оценить пропорцией 1:2.
Что касается "Астры", то позитивную динамику её акций после IPO участники рынка связывают с тем, что это первая публичная компания среди российских разработчиков инфраструктурного программного обеспечения. Её бизнес быстро растёт благодаря таким факторам, как импортозамещение ПО и господдержка сектора.
Однако много заработать на этом IPO было трудно: спрос на акции IT–компании во время размещения превысил предложение (3,5 млрд рублей) более чем в 20 раз, и брокеры, предоставлявшие доступ клиентам к IPO, удовлетворили лишь малую часть их заявок — по разным оценкам, от 2,2 до 4%.
Тем не менее результат IPO "Астры", а ранее — "Генетико" воодушевляет инвесторов и заставляет их пристальнее всматриваться в новые возможности на первичном рынке.
Однако об осторожности забывать им не стоит. О рисках напоминает поведение акций "Смарттехгрупп" (СТГ), материнской компании финтех–сервиса CarMoney, кредитующего под залог автомобилей. Акции компании размещались в начале июля в несколько приёмов в ценовом диапазоне 2,37–3,16 рубля за штуку и с тех пор так и торгуются преимущественно в нём (см. график). Хотя объём спроса во время размещения также кратно превышал предложение (600 млн рублей). Впрочем, затем для поддержания ликвидности акций на торгах акционеры приняли решение о продаже дополнительного объёма ценных бумаг.
Ещё хуже повели себя акции "Хэндерсон Фэшн Групп", владельца сети магазинов мужской одежды Henderson. В ходе IPO в начале ноября компания привлекла 3,8 млрд рублей, разместив акции по максимуму заранее обозначенного ценового диапазона, 675 рублей. Но за последующие 3 недели бумаги потеряли на вторичных торгах 17%.
"Для частных инвесторов IPO — это интересная возможность разнообразить свой портфель новыми компаниями и отраслями, — рассуждает Николай Рясков. — Но стоит помнить, что инвестиции на стадии IPO достаточно рискованны: котировки ценных бумаг после первичного размещения могут как подниматься на сотни процентов, так и снижаться в разы за пару месяцев. Чтобы предугадать динамику движения цены, необходимо обладать высоким уровнем экономических знаний и большим биржевым опытом. Тщательно просчитывайте коэффициенты, изучайте отчётность и историю деятельности компании–эмитента — всё это поможет минимизировать риски при инвестировании в IPO".
"По нашему мнению, на привлекательность IPO влияют два фактора: оценка компании и фундаментальные показатели бизнеса (бизнес–модель, конкурентная среда, ожидаемый рост бизнеса, качество менеджмента и корпоративного управления), — акцентирует внимание Антон Кравченко. — Инвестору необходимо понимать, что компании выбирают удачный момент выхода на IPО. Хороший момент наступает, когда фондовый рынок близок к своим максимумам. Инвесторы оптимистично смотрят на акции, сами компании демонстрируют хорошие финансовые результаты, перспективы роста впечатляют. Аналитики, которые пишут инвестиционные отчёты, закладывают эти оптимистичные ожидания в финансовые модели, которые готовят к первичному размещению. Оптимистичные прогнозы не всегда сбываются, в результате чего инвесторы часто переплачивают за такие компании.
Несмотря на существующие риски, при должном анализе компаний IPO — это хорошая возможность заработать или как минимум повысить доходность в рамках всего инвестиционного портфеля. Для этого имеет смысл руководствоваться обычными принципами выбора акций. У компании должны быть конкурентные преимущества: лидирующая доля на рынке, интересы контролирующих акционеров совпадают с интересами миноритарных акционеров, в совете директоров представлены независимые директора, менеджмент компании имеет хороший трек–рекорд. Кроме того, желательно самому консервативно оценить компанию и заложить дисконт за участие в размещении. Собрать и проанализировать такую информацию достаточно сложно, но важно помнить, что участие в IPO — это высокорисковый процесс, продавец всегда знает об активе больше, чем покупатель. Объективный и консервативный анализ может уберечь инвестора от убытков".

Новые поступления

Среди наиболее ожидаемых в ближайшее время IPO опрошенные "ДП" эксперты назвали размещения Совкомбанка, калужского ликёро–водочного завода "Кристалл", Мосгорломбарда и ряда других эмитентов.
Акционеры Совкомбанка 25 октября на внеочередном собрании одобрили увеличение уставного капитала на 500 млн рублей — до 2,469 млрд рублей. Это решение стало одним из шагов по подготовке IPO. По открытой подписке банк планирует разместить 5 млрд обыкновенных акций номиналом 0,1 рубля каждая. Акционеры также одобрили обращение в Московскую биржу с заявлением о листинге акций.
О планах привлечь капитал на бирже представители банка говорили на протяжении примерно 10 лет. Так, первый заместитель председателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский в декабре 2020 года заявлял, что кредитная организация к IPO технически готова, но пока проводить его не торопится, ждёт удачного момента для размещения. Видимо, сейчас этот момент настал. Хотя в феврале 2022 года Совкомбанк подпал под санкции США. И если он осуществит планы, то станет первым эмитентом, продавшим акции на Московской бирже, находясь под санкциями.
"Кристалл" собирается провести IPO в IV квартале текущего года. Объём размещения может составить от 1 млрд до 1,5 млрд рублей.
Средства от размещения пойдут на реализацию стратегии роста и замещение ушедших из России западных ликёро–водочных производителей. В компании ожидают утроения объёмов производства. Кроме того, ЛВЗ планирует построить логистическо–складской комплекс, который позволит снизить расходы на дистрибуцию продукции.
"Мосгорломбард" — это бренд, под которым работает АО "МГКЛ". По словам его генерального директора Алексея Лазутина, сказанным в одном из интервью, эмитент планирует разместить от 10 до 20% акций в зависимости от спроса. Для нужд IPO будет проводиться допэмиссия. Предполагается, что по результатам первичного предложения компания получит от 500 млн до 1 млрд рублей.
"Из объявленных планов IPO Мосгорломбарда и завода “Кристалл” спрогнозировать их итоги довольно трудно, — говорит Даниил Болотских. — Мы ожидаем повышенного интереса к размещениям дочерних компаний АФК “Система”, если таковые состоятся в следующем году. Компания может сделать публичной дочернюю “Медси” или “Биннофарм”. На российском рынке не так много компаний отрасли здравоохранения, поэтому рынок может ожидать повышенный интерес к таким размещениям".
Нельзя не признать, что аппетит компаний к первичным размещениям сейчас на высоком уровне, такое же наблюдалось, например, во втором полугодии 2021 года. Активность со стороны компаний–эмитентов объясняется высокими аппетитами рынка (в том числе по причине большой доли "физиков" на рынке акций), высокими ставками (что делает займы и их рефинансирование в моменте дорогими). Также нельзя забывать о поддержке IPO со стороны "высших сфер", включая президента РФ (в октябре 2023 года Владимир Путин поручил правительству принять дополнительные меры по поддержке публичного размещения акций российских компаний).
Дмитрий Скрябин
портфельный управляющий УК "Альфа–Капитал"
Главный итог прошедших IPO: интерес у инвесторов есть. "Евротранс" и ЮГК на двоих собрали 20 млрд рублей, что является очень хорошим результатом. Из печального: ни инвесторы, ни профучастники пока просто не умеют работать с IPO и совершают "детские" ошибки. Инвесторы не могут адекватно оценить шансы на рост или падение акций после IPO, а эмитенты и профучастники не имеют внятной стратегии поддержания капитализации выведенных в публичное поле компаний. Пока это не бум, а скорее разогрев рынка, имея в виду, что IPO у нас очень давно не было. Если в год будет 30–40 IPO и/ или SPO, то наш рынок можно будет считать нормальным. Инвесторам, участвующим в IPO, надо учиться анализировать отчётность и финансовые модели, чтобы не покупаться на рассказы эмитента и организатора. Также смотреть на такие факторы, как выход через IPO существующих акционеров, количество продаваемых бумаг (фрифлоат), общие объёмы размещения. И надо принимать решение: брать на IPO или потом купить на вторичном рынке.
Дмитрий Адамидов
основатель сообщества Angry Bonds